Часто люди считают, что они и есть чувства, которые они испытывают. А маски в отношениях и нормальная психология отношений – одно и то же.
Если отбросить ваши чувства, кем вы будете? Как отличите себя от других?
Если у вас индивидуальность «доброй души», необходимо постоянно поддерживать в окружающих это мнение о себе. Просто «обязаны» совершать добрые поступки, даже когда этого не хочется. Если перестанете быть добрым, не будете знать, кто вы есть.
Если индивидуальность «злобной горгоны», каждая вспышка злости подтверждает вашу «самость». Теряя свою злость, как бы теряете себя. Поэтому злобные всплески постоянно повторяются. Без них вы – никто!
«Доброта», равно как и «злость» служат не ситуации, а вашей индивидуальности – это маски в отношениях. Роль на карнавале жизни, которую вы избрали.
Кто-то – вечно печальный Пьеро, кто-то – хитрый проныра Арлекин, кто-то – веселая кокетка Коломбина. Вам кажется, что без наигранного шаблона сразу растворитесь в толпе, смешаетесь с другими. Исчезнете!
Задайте себе вопрос:
Вы, на себя одевая маски в отношениях, боитесь признаться, что на самом деле в глубине души хочется, чтобы любили именно вас. Это сложная коллизия:
Настолько срослись со своей личиной, что кажется, без нее существовать невозможно. В то же время страдаете из-за подмены. Созданный образ заменяет вас, и вы не до конца смирились с этим.
Партнер, скорее всего, тоже поддерживает искусственный образ. При этом оба – завуалировано или явно – требуете друг от друга понимания.
По сути – брак в большинстве случаев является игрой масок. Попробуйте для начала разделиться со своим выставляемым напоказ образом, открыть партнеру свое лицо.
Что, страшно? Ведь он привык воспринимать вашу маску. А тут вдруг берете и… снимаете ее. Вуа-ля! Вот истинный я! Прошу любить и жаловать.
Вы разрушаете союз масок, первым открывая забрало. И это – серьезный шаг к настоящему единению и откровенным отношениям.
Помните знаменитую историю Анжелики и ее мужа графа де Пейрака, растиражированную в кино? На брачную церемонию вместо графа приехал его друг, молодой любезный красавец, который очень понравился невесте. А потом она узнает, что на самом деле вышла замуж за хромого колдуна с уродливым шрамом на лице! Но именно хромой колдун Пейрак стал ее самой большой любовью . Потому что не притворялся, а был самим собой.
Сказка ложь, да в ней намек…
Так что вы выбираете: маски в отношениях или открытость и настоящие чувства?
В следующих статьях будет еще интереснее. Оставайтесь со мной!
Маска, личина - не вполне естественное поведение или выражение лица, скрывающее что-то нежелательное для показа.
Маска - защита от излишнего общения и других психических воздействий. Это уход от общения на уровне формального взаимодействия с другими людьми.
Каждой маске могут соответствовать определенная тематика мыслей; то, о чем думает маска может подсказать фиксация взгляда, положение тела, жесты рук.
Маски мешают общению, но помогают времяпрепровождению. Если вы хотите понять людей, откажитесь от большинства своих масок, из которых больше половины устарело и является дополнительным грузом в общении. Не бойтесь показать свое лицо, часто люди так заняты своей маской, что все равно его не увидят, не бойтесь, что кто-то причинит вам вред, если будете практиковаться в этом. Чем меньше масок задействовано в вашем поведении, тем она естественней и приятней для окружающих. В общении старайтесь помочь собеседнику увидеть отражение его маски, часто это может существенно улучшить ваши с ним отношения.
Маска скрывает лицо.
Чем ближе маска к лицу, тем больше она на него похожа.
Маска является формой.
Две одинаковые маски рядом не живут.
Маски определяют наши роли, а наши роли определяют наши маски.
Неожиданность срывает маску, а любовь снимает.
Раскрыть маску для себя можно, заглянув ей в глаза.
Маска! Я тебя знаю!
Людей много, а масок мало, поэтому свою маску можно увидеть на другом.
Каждой маске нужно зеркало, но не каждому зеркалу маска.
Маски снимают или меняют.
Без маски легче видеть.
Кто хочет изменится, находит средство, а кто не хочет находит причину.
Чем меньше масок, тем естественней поведение.
Выявление и анализ масок, ролей, сценариев - вещь трудная и интересная. Для начала небольшой список из коллекции масок. Попытайтесь его продолжить и описать каждую маску. Коллекция масок: "Озабоченный", "Мыслитель", "Мудрец", "Весельчак", "Принц (Принцесса)", "Заслуженный пенсионер", "Крутой", "Счастливчик", "Пьеро", "Шут", "Добряк", "Бедняк", "Наивный", "Авангард" и т. д.
Название маски часто совпадает с названием роли.
Маски сковывают и скрывают Я, личностные роли - дают свободу и развивают. При этом в процессе освоения практически любая личностная роль какое время оказывается немного чужой и мешающей маской, лишь со временем становясь удобным орудием Я или даже его естественной частью. См.→
Общее поветрие современной психологии – советовать «стать собой». А нужно ли стремиться искать истинное я, или лучше научиться эффективно пользоваться набором масок? «Маска - неоднозначная вещь. С одной стороны - это ложь. С другой стороны – необходимость, – говорит Олег Новиков. - Наверное, важно отличать социальные, например, служебные отношения, и человеческие, личностные. Маска в социуме может быть частью ритуала, необходимостью. Маска в личностных отношениях может быть частью обмана и началом войны. Я не верю в универсальный рецепт в этой области. У маски есть неприятные особенности. Маска пристает, маску надевают часто из страха, и затем боятся снять. Маску часто принимают за свое настоящее лицо. Но маска всегда беднее. А лицо под ней, пардон, иногда портится. Нося ее постоянно, мы немного теряем себя... С другой стороны - снимая маску не вовремя, мы иногда вынуждаем людей видеть то, чего они не хотели бы видеть. Иногда показываем то, что не хотели бы показать. В любом случае, единого ответа нет. Требуется осмотрительность: и от того, кто носит маску, и от того, кто имеет с этим человеком дело». "Любой человек, когда с кем-то общается, он общается с позиции какого-то образа, - считает Игорь Незовибатько. - Я – это множество разных образов. Есть образы, которые являются адекватными в данной ситуации, полезными, и есть образы, которые являются неадекватными – неправильно примененные, или отнимающие у человека много сил и энергии, или те, которые не ведут к цели. У человека более развитого – набор образов более интересен и разнообразен, и они побогаче, поразнообразней, у менее развитого – менее разнообразен, более примитивны. Поэтому, насколько надо их открывать или нет? Скорее нужно создавать тот набор образов, который ведет к цели, не отнимает много сил и энергии, не истощает человека. Они нужны, если помогают идти к цели".
Почему мы носим маски в жизни и что скрываем под ними. Какими психологическими масками люди прикрывают свое истинное лицо чаще всего. Как сорвать «личину» с собеседника.
Основные причины жизни под маской:
Важно! Какой бы ни была причина надевания психологической маски, она, как и маскарадная, скрывает истинное лицо своего носителя. Это мешает увидеть сущность человека не только окружающим, но и ему самому.
Поскольку наша жизнь - это непрерывающийся поток перемен и изменений, мы вынуждены всячески подстраиваться под нее. В том числе и с помощью психологических масок. Поэтому практически у каждого человека есть свой набор личин для определенной ситуации. Большинство их них имеет много общего, поэтому их можно условно разделить на несколько видов.
К таким основным человеческим маскам относятся:
Важно! «Подхватить» маску успеха и уверенности в своих силах можно при общении с успешными людьми, а маску счастливого в браке - общаясь со счастливыми парами. И в этом случае подражание пойдет только на пользу.
К таким дополнительным или вспомогательным психологическим жизненным маскам относятся:
Основные способы, как снять психологическую маску с человека:
Что такое маски в жизни людей - смотрите на видео:
Гороскопы гласят, что "близнецы" - двойственны. С этой астрологической спекуляцией нельзя не согласиться, потому что не только "близнецы", но и все остальные люди имеют не только два, а гораздо больше лиц. "Всякий человек, кем бы он ни был, старается напустить на себя такой вид и надеть такую маску, чтобы его приняли за того, кем он хочет казаться; поэтому можно сказать, что общество состоит из одних только масок"(Франсуа де Ларошфуко).
У каждого из нас много масок на разные случаи жизни. Человек - как стакан, состоящий из противоположных граней: смеяться может лишь тот, кто когда-то плакал; чтобы уметь быть добрым, иногда надо быть злым. В зависимости от ситуации мы поворачиваемся к другим людям своими различными гранями: с детьми мы не такие, как с взрослыми; с начальником мы ведем себя не так, как с подчиненными; со знакомыми не так, как с незнакомыми; с женщинами не так, как с мужчинами; для одних людей мы ангелы, а для других можем быть чуть ли не дьяволами.
Откровенны мы только с собой и лишь изредка с другими. Сплошь и рядом люди думают одно, а говорят иное, потому что "если бы наши мысли были написаны у нас на лбу, то все бы отворачивались от нас" (Скилеф).
Наша личность - из масок, а жизнь - маскарад.
Мы - источник веселья и скорби рудник,
Мы - вместилище скверны и чистый родник.
Человек, словно в зеркале мир - многолик:
Он ничтожен, и он же - безмерно велик.
(Омар Хайам)
Наше общество устроено так, что, попадая в определённые жизненные ситуации, люди надевают на себя «маски» с не всегда осознанной целью представиться окружающим в более выгодном свете.
«Весь мир - театр, а люди в нем - актеры»
(Шекспир)
Английское слово «person» (личность) происходит от латинского слова «persona», которое означало маску, надеваемую актерами, выступающими в амфитеатрах древней Греции и Рима. В последующие столетия маска традиционно применялась там, где требовалось скрыть свое лицо и свои замыслы, где человеку хотелось, чтобы его принимали за другого. Имеются исторические персонажи: Железная Маска, Зорро. Чикагская мафия тридцатых годов пользовалась исключительно черным платком, которым закрывалось все лицо до глаз,а спецназ - трикотажную шапочку-маску с прорезями для глаз, позаимствовав это нехитрое приспособление у японских ниндзя.
Бесчисленные в своих вариантах маски являются источником радости и веселья на современных венецианских и латиноамериканских карнавалах. Благодаря маске люди не узнавали друг друга, исчезали всякие условности, табу. Каждый человек начинал вести себя настолько раскованно, насколько он отказывался от роли, которую до сих пор навязывало ему общество.
Мы носим маски, но зачем? Есть масса причин, которыми люди хотят оправдать свой маскарад. Не каждый может признать это и ответить… почему? Почему он носит маски? Ответить искренне… не виляя… не изворачиваясь… Признаться самому себе…Зачем?
Потому что так проще, безопасней. И тот кто скажет, что никогда не пользуется какой либо маской, обязательно слукавит. Это как ложь, мы не можем быть предельно откровенны. Такова жизнь...
Но, всё зависит от количества масок и от цели их использования.
В желто-красных теряюсь красках,
Холодами осенними маюсь.
В разноцветных, нарядных масках,
Заблудилась, замёрзла, каюсь....
Маска необходима,она стала постоянным и неотъемлемым атрибутом человека.Маска это игра,одев её мы не отвлекаемся на мимику на глаза человека,мы становимся на время персонажем.Маска позволяет нам менять наш привычный образ,она даёт свободу выражения самих себя.Надевая её исчезает прошлое и будущее и мы живём только этим моментом. Маска-это огромная возможность для человека. Появляется возможность пробовать себя в разных ролях и тем самым лучше познавать самого себя.
Все носят маски – мудрецов и дураков,
злых, добрых, графоманов и поэтов.
Без маски чувствуешь себя раздето –
скрываясь в паутине слов,
снов с явью ткём вокруг покров…
Но в том ирония таится злая,
что маска постепенно прирастает
и снять готов, но – не на этом свете.
Мы примеряем разные маски: добрые, злые, глупые, умные, кокетливые, вульгарные.... В разных ситуациях мы хотим казаться такими, какими на самом деле не являемся - умнее, свободнее, легкомысленнее...
Зачем мы надеваем "маски"? Зачем мы скрываем наши настоящие лица?
Есть ли такие люди, которые не надевают "маски"?
Мне очень жаль людей одевших маски
С одышкой, от прилипшего картона.
Они не верят ни в себя, ни в сказки
И лишь ночами потихоньку стонут.
Без кислорода, дышат гутаперчем,
Вдыхая яд дешевенькой пластмассы.
Их выдох порождает силу смерчей
На их же шеи, падающим лассо.
Чем дольше маскарад, тем глубже – болью
Врастает маска, челюсти сжимая.
И лишь душа кричит, просясь на волю:
«Снимите цепи! Я еще живая!
Возьмите жизнь! Не рвите! Не душите!
Снимите же с меня больное тело!
Я задыхаюсь! Я прошу, дышите!»
Сказала… Умерла… и почернела.
"Зачем скрываться под чужим лицом,
Когда свое, воистину, прекрасно?"
Психологические маски, которые мы носим.
Вы когда-нибудь задумывались о том, почему совершенно разные люди могут воспринимать Вас совершенно одинаково? Почему происходит так, что у людей разного возраста, пола или социального положения возникает схожая реакция при виде Вас? А ведь это происходит отнюдь не случайно. Мы сами программируем людей на определенное отношение к самим себе. И делаем это с помощью своего лица, точнее его выражения. Мы настолько привыкли носить разные психологические маски на своем лице, что порой, даже не замечаем этого. Зато их очень хорошо замечают окружающие, и ведут себя соответственно тому, какое послание мы им адресуем с помощью своего лица. Хорошо, если выражение нашего лица вызывает позитивный отклик у окружающих. Но ведь не всегда бывает именно так…
Наше лицо - это визитная карточка нашей личности. Только единожды взглянув на человека, мы можем довольно точно определить, в каком настроении он находится, каково его самочувствие, насколько он успешен, не говоря уже о возрасте и внешней привлекательности. Так мы формируем первое впечатление о человеке, которое, как известно, складывается в течение всего лишь первых 30 секунд общения. При чем, в первую очередь мы пытаемся ответить на вопрос: Что перед нами за человек? Какой он? И сразу же по отдельным чертам его внешности мы формируем свое мнение, относя человека к какой-то из внутренних категорий: рубаха-парень, разгильдяй, кокетка, бандит, нюня, веселушка, ботаник, леди вамп и т.д.и т.п.
Поступая так по отношению к другим людям, и делая это автоматически, почти неосознанно, мы почему-то забываем, что и другие точно так же поступают с нами. Они так же сканируют наше лицо, приходят к определенному выводу по нашему поводу, и строят дальнейший диалог, исходя из того, что они видят, и соответственно, ждут от человека. Мы всегда, хотим мы того или нет, отсылаем четкий запрос окружающим, как к нам нужно относиться и как нас воспринимать. Т.о. мы создаем программу, по которой мы выстраиваем свои отношения с людьми, а в конечном итоге и свою жизнь.
Самое страшное, что мы не всегда осознаем эту программу. А если и осознаем ее наличие, то не всегда правильно оцениваем степень ее влияния на нашу жизнь. Нам кажется, что мы вовсе не так уж и угрюмы, мы имеем веские причины для уныния, написанного на лице, а эти бровки домиком делают наше лицо просто милым, отнюдь не вызывая жалость у окружающих. Мы склонны строго судить других и гораздо мягче - себя. Но остальные делают то же самое! Вот так и получается, что мы ищем причины негативного к себе отношения в недоброжелательности других, в то время как все они (или большинство) лежат в нас самих.
Поэтому я предлагаю максимально объективно взглянуть на себя, на свое лицо и его выражение, и понять, какое основное послание оно несет окружающим. Подойдите к зеркалу, и внимательно посмотрите на свое лицо. Какое оно: веселое или угрюмое, злое или плаксивое, задорное или грустное. Постарайтесь максимально расслабить мышцы лица, чтобы увидеть его истинное выражение.
Когда мы подходим к зеркалу, то чаще всего непроизвольно меняем выражение своего лица, как бы позируя перед самим собой. В итоге мы видим в зеркале не совсем то, что привыкли видеть на нашем лице окружающие. Постарайтесь максимально расслабиться, не строя себе рожи, и не буравя свое отражение пристальным взглядом, отыскивая недостатки внешности. Постарайтесь охватить лицо в целом, чтобы понять, какое общее впечатление оно производит. Посмотрите на себя, как на незнакомца. Что бы Вы могли сказать об этом человеке, если бы видели его в первый раз?
Если Вам уже давно не 18, то сеточка мелких и не очень морщин будет подсказывать Вам, какое выражение привычно «проступает» на Вашем лице. Ведь морщины образуются тогда, когда мы часто принимаем одно и то же выражение лица. Когда появляются морщинки, наше лицо превращается в более или менее устойчивую маску, т.е. в личину, которую мы предъявляем миру. Таких масок может быть множество, сообразно настроению и ситуации, но основная из них одна. Остальные же лишь накладываются поверх нее. Давайте рассмотрим, какие основные маски мы с Вами носим.
Психологические маски:
________________
1. Основная маска - это маска нашей базовой психологической травмы.
Мы с Вами живем в мире, где далеко не все и не всегда складывается самым благоприятным для нас образом. Бывает так, что в нашей жизни происходят очень тяжелые события, с которыми мы не можем до конца справиться. В итоге в нашей психике возникает сильная травма, которая оказывает большое влияние на нашу жизнь, зачастую заставляя нас переосмыслять свои ценности и взгляд на мир. Это своего рода психологическая заноза, которая постоянно напоминает о себе, заставляя нас оберегать больное место и избегать лишних движений. Время от времени она может гноиться, принося нам все новую боль. Она отравляет нам жизнь, но мы никак не решаемся от нее избавиться, боясь новой, еще более сильной боли. Вот и носим ее в себе постоянно. Иногда мы настолько к ней привыкаем, что даже не представляем, как бы мы жили без этого.
К базовым психологическим травмам относятся: потеря или длительное отсутствие близкого человека, унижение и потеря статуса, психологическое или физическое насилие, несчастный случай или катастрофа, крушение идеалов, отвержение. Что бы это ни было, но это настолько сильное переживание, которое заставляет человека перегруппироваться вокруг него, бережно защищая это больное место. Испытывая сильное эмоциональное потрясение, человек столь же сильно переживает его и на физическом уровне, образуя мощные зажимы на уровне тела. Естественно, что это отражается на его внешнем облике, создавая ограничения в теле и маску на лице.
Т.о. пережитая травма продолжает жить в нас, заставляя меняться наше лицо и тело. Проявляясь на лице, она как бы взывает к окружающим, требуя от них помощи и участия. Но поскольку мы сами давно уже смирились со своей травмой и вызываемой ею болью, можем практически не осознавать ее, то и реакция на нас окружающих может быть нам не понятна, вызывая у нас неприятие и даже агрессию. Вот так и получается, что наше лицо кричит одно, а мы можем оценивать себя совершенно иначе.
Отсюда и берут свое начало такие парадоксы, как строгий начальник с выражением лица обиженного ребенка или почтенная матрона с фарфоровым личиком и наивными глазами маленькой девочки. Это происходит потому, что наше тело под влиянием эмоционального стресса как бы застывает, сохраняя навечно то самое выражение лица, которое отражает наши травматические переживания. Более того, оно запоминает не только эмоцию, но и возраст, в котором она была пережита. Именно поэтому лица людей, переживших травму в раннем детстве, сохраняют детские черты до самых преклонных лет.
Так проявляются наши психотравмы, создавая у нас на лице различные маски, которые мы вынуждены носить до конца жизни. Они остаются на нашем лице не зависимо от нашего настроение или физического самочувствия. Наши текущие эмоции как бы накладываются поверх этих основных масок, слегка корректируя их, но не в силах изменить кардинально. Так, человек может улыбаться губами, а глаза его останутся печальными, да и уголки рта часто как будто не в силах подняться вверх, создавая печальную запятую на лице.
________________________________
2. Маска базового отношения к жизни.
Она в чем-то похожа на предыдущую, но формируется не в результате какого-то разового негативного опыта, а как отражение нашего отношения к жизни и собственной жизненной истории. Эта маска проявляется постепенно, отображая весь спектр характерных для нас эмоций, наше представление о себе и своем месте в этом мире, наши ожидания от окружающих, наш образ мыслей и действий. Эта маска способна видоизменяться с течением времени, обрастая все новыми деталями, но основные ее черты все же остаются неизменны, как неизменны и наши взгляды на жизнь.
Именно эта маска наиболее точно отражает нашу истинную сущность, те мысли и эмоции, которые у нас преобладают. Так, оптимист будет стараться при любых обстоятельствах сохранить жизнерадостное выражение на своем лице, в то время как пессимист даже в минуты бурной радости не сумеет до конца стереть привычное выражение грусти. Внимательно понаблюдайте за окружающими, и Вы увидите, что одни люди как будто бы постоянно плачут, другие вечно недовольны, третьи - презрительно-надменны.
Отчетливо видя эти черты у окружающих, мы часто не замечаем их признаки у самих себя. Но зато их видит и замечает наше бессознательное, воспринимая выражение лица как руководство к действию. Видя по отражению в зеркале, что мы недовольны, оно услужливо выискивает в нашем окружении все новые и новые поводы для недовольства, а таких можно найти множество. В результате мы еще больше укрепляемся в своем восприятии окружающей действительности, усиливая соответствующую эмоцию и ее выражение на лице. Вот так и получается, что наше лицо как печать хранит какую-то основную эмоцию, целостно отражающую наше базовое отношение к жизни.
________________________
3. Профессиональные маски.
Занимаясь большую часть жизни определенной деятельностью, мы хотим того или нет, вырабатываем и развиваем у себя ряд черт, характерных для людей этой профессии. Это называется профессиональная деформация. Естественно, что эти новые черты тут же находят свое выражение на нашем лице. С течением времени эта маска так сильно к нам привыкает, что становится неотделима от нас самих.
Плохо то, что мы часто переносим эту маску и характерное для нее поведение из профессиональной деятельности в свою личную жизнь. Так строгая учительница продолжает поучать и строить своих домочадцев, а хирург сохраняет непроницаемо-сосредоточенное выражение на лице даже в постели с женой. В итоге эти маски, призванные вначале защитить человека, помочь ему выработать правильную линию поведения в его профессиональной деятельности, начинают подчинять его себе.
Профессиональная маска страшна тем, что под ней человек теряет свою индивидуальность, становится просто представителем определенной категории людей. А ведь нам хорошо известно, что может и чего не должен делать тот или иной профессионал. Мы навряд ли ждем от интеллигентного архитектора, что он будет в припрыжку скакать по коридору, да и рослый военный, беззаботно рвущий на лугу цветочки покажется нам довольно странным. Вот так, выбирая себе профессию, мы неизбежно накладываем на себя ограничения, развивая одни свои черты и пренебрегая другими.
Поэтому, если Вы хотите оставаться многогранной личностью, не ограниченной определенным набором черт и напротив, не хотите переносить на свою семью тот тип отношений, который есть у Вас с подчиненными (или с начальником), научитесь разотождествлять себя со своей профессиональной маской. Сделать это можно довольно просто: достаточно произнести несколько раз формулу, начинающуюся словами Я НЕ…, и дальше подставить какую-то свою характеристику. Например: я не мое тело; я не то, что я делаю; я не то, что я чувствую; я не то, что я имею.
А после того, как Вы все это произнесли, самое время задаться вопросом КТО Я?
_____________________
4. Заимствованные маски.
Живя среди людей, мы волей или неволей приобретаем черты тех, с кем мы постоянно общаемся. При этом важна не только продолжительность и интенсивность этого общения, но и значимость для нас данного человека. Все мы в подростковом возрасте старались подражать какому-то кумиру, а будучи маленькими, повторяли все за родителями. Так мы учились новым для себя моделям поведения, расширяя свой арсенал общения. Но даже став вполне взрослыми и самостоятельными, мы продолжаем копировать тех, с кем проводим значительную часть времени. Для кого-то таким образцом для подражания становится любимый начальник, кто-то восхищен своим лучшим другом, а другие видят достойные примеры на экране телевизора.
Но в подобном копировании есть и своя опасность. Ведь вместе с хорошим мы вполне можем перенять и то плохое, что есть у человека. А кроме того, примеряя на себя чужую личину изо дня в день, мы постепенно и незаметно для себя изменяемся, утрачивая свою индивидуальность. Мы вполне можем стать просто бледной копией своего кумира, так и не достигнув его высот. Поэтому подражание хорошо лишь на первых этапах вхождения в какую-то новую для себя роль, но его нужно суметь вовремя отбросить, выработав свою новую линию поведения, отличную от перенятого вначале образца.
Наиболее часто мы перенимаем, даже сами того не замечая, некоторые черты своих родителей. Именно так мама поджимает губы, когда чем-то недовольна, а папа также выкатывает глаза в приступе злости. Чем более сильна наша связь с кем-то из родителей, тем больше ужимок из его арсенала перейдут к нам. И даже если мы пытаемся от них избавиться, контролируя свое поведение и выражение лица, в момент сильных эмоций эти черты неизбежно к нам возвращаются, конечно, если мы не сумели сменить их на какую-то другую модель поведения.
Заразительны также гримасы людей сильных и харизматичных. Сильный человек помимо воли притягивает к себе внимание, заставляя с собой считаться, прислушиваться и приглядываться к себе. Вот мы уже и отметили его привычку хмурить брови и покусывать кончик карандаша в минуты раздумий. Поэтому рядом с сильной личностью часто можно обнаружить людей, имеющих весьма сходное выражение лица.
Также заразительны и эмоции, испытываемые одновременно большим количеством людей. Так, на лицах служителей похоронных контор как будто застыла вечная скорбь, как отражение того, что они почти каждый день наблюдают на своем рабочем месте. Именно поэтому выражения лиц милиционеров так часто похожи на лица тех бандитов, с которыми они постоянно общаются. А вот лицо свадебного тамады гораздо чаще освещает веселая улыбка, даже тогда, когда он не на работе.
Поэтому так важно окружить себя «правильными» людьми. Постоянно вращаясь в обществе успешных людей, мы приобретаем частичку успеха и для себя самих, а наши манеры и выражение лица становятся все более спокойными и уверенными. Общаясь с людьми набожными (не фанатичными), мы и сами становимся более терпимыми, оптимистичными и доброжелательными, внося духовный свет в свою душу и озаряя им свое лицо. Постоянно сталкиваясь со счастливыми семейными парами, мы имеем гораздо больше шансов удачно построить свои отношения со второй половинкой.
Итак, мы с Вами выяснили, что различные психологические маски, которые мы носим на своем лице, являются лишь отражением нашего внутреннего мира. Но они также способны влиять на нас, подчиняя себе наше мироощущение. Сначала мы одеваем эти маски на себя, пытаясь примерить новую роль или защищаясь от боли, а потом уже и сами не замечаем, как эти маски начинают управлять нашей жизнью. Чтобы этого не происходило, постарайтесь в любой ситуации оставаться самим собой. А о том, как помочь себе избавиться от маски, мы поговорим в моих следующих статьях.