Гимнастика для грудничков разрешена с первого месяца жизни. Зарядка развивает двигательные навыки, мышечный аппарат, равновесие, координацию движения, а также благотворно влияет на дыхательную, кровеносную, сердечно-сосудистую, нервную систему грудничка. Упражнения нужно проводить в игровой форме и при этом ласково разговаривать с малышом.
Перед началом процедуры нужно убедиться, что ребенок здоров, не голоден и в хорошем настроении. Лучше раздевать малыша полностью и делать зарядку при комфортной температуре в помещении. Также важно помнить, что связочный аппарат у грудничка, особенно у новорожденного, нежный и эластичный. Все движения должны быть мягкими и щадящими. Интенсивность и амплитуда упражнений увеличивается после полугода, когда грудничок постепенно овладевает базовыми моторными навыками: переворачивается на живот, сидит, стоит на четвереньках, ползает, встает, приседает, делает первые шаги. В этом возрасте из пассивного наблюдателя малыш превращается в активного участника зарядки.
Как проводится гимнастика для новорожденных? И нужна ли она вообще? Этот вопрос должна задать себе мама, малыш которой родился абсолютно здоровым. С первых дней жизни начинается сложный период адаптации к новой среде. В этом возрасте большую часть времени дети спят, а в перерывах питаются. Кроме материнского тепла и заботы, малышу больше ничего не нужно в первые недели жизни. Поэтому можно услышать и такое мнение: не надо спешить ни с массажем, ни с гимнастикой. Что включает гимнастика для месячного ребенка? Все упражнения направлены на развитие равновесия и стабилизации в теле, а также тренировки мускулатуры. Никаких активных движений быть не должно. Все упражнения выполняются в максимально щадящем, плавном режиме, без силового нажима.
Никакой боли во время гимнастики малыш не должен испытывать. Он может заплакать из-за непривычных ощущений в теле, которые ему были до этих пор неведомы. Перечисленные упражнения полезны тем, что дают возможность телу проявлять ответные реакции на воздействие. Таким способом происходит самостоятельная тренировка мышц и формирование координации движения.
Что включает гимнастика для ребенка в 2 месяца? Зарядка начинается с поглаживания и должна чередоваться массажными движениями. Подробнее о том, как делать массаж грудничкам читайте в другой нашей статье. Все перечисленные упражнения считаются универсальными. Их можно проводить в любом возрасте у детей до года. Изменяется только продолжительность и интенсивность движений.
Гимнастика для грудничков в 2 месяца в большинстве видов упражнений пассивна. Ребенок только наблюдает за мамиными руками, эмоционально реагирует на ласковые слова и поглаживания. Но при этом у малыша рефлекторно включаются ответные мышечные реакции. Об осознанных движениях в этом возрасте, конечно, говорить рано.
Гимнастика для ребенка в 3 месяца должна быть направлена на формирование важного навыка - переворачивания на живот. Для этого необходимо укреплять мышцы шеи, спины и пресса, развивать равновесие. В этом возрасте можно проводить ту же гимнастику, что и в 2 месяца. Также зарядка усложняется другими упражнениями.
Гимнастика для ребенка в 4 месяца повторяет комплекс предыдущих упражнений. Что особенно полезно детям в этом возрасте и что они воспринимают с восторгом?
В этом возрасте все движения становятся более энергичными и интенсивными. Ребенок из пассивного наблюдателя постепенно превращает в активного участника процесса.
Гимнастика для ребенка в 5 месяцев уже не приносит дискомфорта, поскольку к этому возрасту проходит гипертонус. При сгибании и разгибании конечностей, поворотах туловища и головы малыш чувствует себя более раскованным и свободным в движениях. Что в этом возрасте наиболее интересно и полезно?
Малыш этого возраста в период бодрствования все время двигается, то есть тренируется, даже если мама не проводит никаких специальных упражнений. Важно мотивировать ребенка к движению.
Гимнастика для детей в 6 месяцев направлена на постепенное формирование навыка сидения и ползания. В этом возрасте и позже грудничок может предпринимать первые попытки вставать на четвереньки. И нужно всячески поощрять его желание принимать именно эту позу. Если малыш в этом возрасте еще не сидит - это нормально. Не стоит слишком часто его присаживать и форсировать развитие моторных навыков.
Гимнастика для детей до года делится на два этапа: пассивный и активный. После 6 месяцев начинается активная гимнастика, когда ребенок уже многое понимает (особенно к концу первого года жизни) и может выполнять ряд упражнений самостоятельно, в игровой форме.
К концу первого года жизни дети любят копировать действия взрослых. Поэтому зарядку можно делать вдвоем. Малыш охотно будет приседать, делать наклоны в стороны, поднимать руки вверх, бросать мяч, наклоняться за игрушкой, становится на носочки, повторяя движения за мамой.
Динамическая гимнастика - комплекс активных двигательных упражнений, которые выполняются на весу, в воздухе. Динамическая гимнастика для грудничков - тема спорная. Можно найти справедливые положительные отзывы об этой экстремальной зарядке. Какие именно?
Полярный негативный взгляд связан с опасениями, что динамическая гимнастика может навредить ребенку, привести к лабильности суставов, угасанию естественных двигательных рефлексов, стрессу. Что важно знать?
Динамическая гимнастика для малышей включает такие базовые упражнения:
Противопоказания к динамической гимнастике: гипертонус или гипотонус, связанный с неврологическими заболеваниями; дисплазия тазобедренных суставов, подвижность суставов и другие ортопедические нарушения. Не всегда эти отклонения могут заметить родители. Поэтому перед началом занятий нужно обязательно проконсультироваться с невропатологом и ортопедом.
Гимнастика для младенцев может быть лечебной и общей оздоровительной. Лечебную гимнастику должен проводить специалист по ЛФК. Но если у ребенка нет никаких нарушений, родители могут самостоятельно освоить простые, безопасные упражнения и выполнять их ежедневно.
Распечатать
С малых лет нас убеждали в том, что физкультура очень важна для развивающегося детского организма. Во-первых, это залог крепкого иммунитета и отсутствия частых болезней. А во-вторых, она позволяет формировать красивую и правильную осанку. Чем еще полезна детская гимнастика и какие комплексы упражнений рекомендованы для детей разных возрастов, мы расскажем в нашей статье.
Физическая активность и культура очень важны для молодого растущего организма.
Гимнастические упражнения влияют на:
Занимаясь всего несколько минут в день гимнастикой, ребенок становится более ловким, выносливым, а значит и более уверенным в себе. У него улучшается пищеварение, обмен веществ, устойчивость к неблагоприятным факторам окружающей среды.
Также гимнастика позволяет приучить ребенка к дисциплине, сделать его более собранным, организованным.
Сегодня довольно часто дети рождаются со слабой иммунной системой, отклонениями в развитии. Регулярные занятия физкультурой позволяют исправить эти проблемы.
Гимнастическими упражнениями можно начинать заниматься с младенчества.
Знаете ли вы? Основы гимнастики как один из методов физвоспитания и гармоничного развития человека были заложены древними греками. С греческого языка «гимназо» переводится как «обучаю, тренирую». Хотя некоторые языковеды утверждают, что в основе данного понятия лежало другое греческое слово - «гимнос», что означает «нагой», из-за того, что древние греки занимались спортом оголенными. О позитивном влиянии гимнастики на становление личности говорили в своих трудах Гомер, Аристотель и Платон.
Тренировки для детей должны быть индивидуализированы и четко разделены в соответствии с возрастными категориями и физической подготовкой тренирующихся. Программу нужно выстраивать очень скрупулезно, поскольку в детском возрасте можно нанести непоправимый вред, последствия которого могут остаться на всю жизнь.
Тренировки должны быть направлены, в первую очередь, на укрепление иммунитета, оздоровление и создание фундамента для красивого, здорового, правильно развитого тела.
В их комплекс нельзя включать элементы, которые могут приводить к нарушению развития организма в определенном возрасте. Основной упор необходимо делать на растяжку.
Важно также учитывать фактор повышения пульса у детей. Среди упражнений не должно быть таких, которые заставляют биться сердце чаще, чем 120 ударов в секунду.
Есть несколько правил проведения детских тренировок:
Роль музыки во время физических нагрузок очень важна. Ее влияние даже изучают ученые: они пришли к выводу, что музыкальное сопровождение увеличивает степень удовлетворенности от занятий спортом и помогает улучшить их эффективность.
Они связывают это с ритмичностью музыки и мотивацией. Музыкальное сопровождение увеличивает желание заниматься спортом вдвое.
Поскольку любая музыка имеет темпоритм, то ее необходимо правильно подбирать под разновидность тренировки. Она способна регулировать интенсивность упражнений и развивать у детей музыкальный слух.
Для детских тренировок обычно подбирают детские песенки, например, из мультфильмов. Для утренней гимнастики подойдут ритмичные, бодрящие и заводные мелодии.
Важно! Неправильно подобранная музыка может усложнять задачу организации детей в ходе тренировок и делать занятие менее эффективным .
Мы подобрали для каждой возрастной категории детей, от 1 года и до 9 лет, комплекс из 10-ти рекомендуемых упражнений.
Чем раньше начать приучать ребенка к ежедневной процедуре утренней зарядки, тем большая вероятность того, что это вскоре станет для него естественным, привычным и необременительным делом.
Поэтому 1 год - это самое время для того, чтобы начать делать с малышом утренние упражнения
. Лучше, если в процесс будет включаться вся семья. Для малютки такого возраста достаточно будет всего 5-6 минут тренировок.
Зарядка должна проводиться в форме захватывающей игры. Чтобы ребенку было интереснее, можно задействовать различные предметы, и не обязательно спортивные.
Комплекс упражнений для этой возрастной группы нужно подбирать с учетом того, чтобы он был направлен на поддержание тонуса организма, общее развитие и укрепление мышц.
Зарядку нужно делать непосредственно после пробуждения, до завтрака. До того как проводить упражнения, комнату нужно хорошо проветрить.
Вот примерный комплекс упражнений для годовалых детей:
Для детей такого возраста хорошо вводить тренировки на шведской стенке и фитболе.
Важно! Для маленьких детей, которых начинают приучать к утренней зарядке, можно придумать какой-либо ритуал, предшествующий занятию. Например, включение привычной песенки, под которую делаются упражнения, либо прочтение какого-либо четверостишия. Таким образом, у ребенка выработается своеобразный рефлекс, и вскоре он сам начнет напоминать родителям о необходимости утренней зарядки.
Не стоит заставлять малыша делать зарядку, если он не в настроении либо не хочет. Подождите, когда у него будет хороший настрой, либо придумайте более увлекательные упражнения.
Для малышей 2-3 лет гимнастика также проводится в виде подвижной игры. Она должна длиться 6-7 минут. Чтобы ребенку не наскучило, комплексы упражнений можно сменять 2 раза в месяц, когда он их уже полностью усвоит.
В это время детки еще не особенно хорошо двигаются, однако очень любят подражать. Поэтому основное внимание в комплексе упражнений можно уделить подражаниям - животным, рыбам, птицам, растениям и т. п.
Например, утренняя гимнастика может выглядеть следующим образом:
С 4 до 6 лет вводятся упражнения на основные группы мышц: рук, ног, плечевого пояса, спины, брюшного пресса, груди, ягодиц.
Начинаем с тренировки мышц брюшного пресса:
Переходим к тренировке мышц плеч и рук:
Тренировка ягодичных и ножных мышц:
Тренировка грудных мышц:
Тренировка мышц спины:
Для детей этой возрастной категории продолжают быть актуальными упражнения на основные группы мышц.
Обычно боль после физических нагрузок, возникающая, так сказать, с непривычки, появляется спустя 4-6 часов после тренировки либо через день. Случается она из-за того, что молочная кислота, которая вырабатывается во время упражнений, не успевает выводиться из организма с кровью и начинает раздражать нервные окончания.
В результате возникают неприятные ощущения и боль при движении. Спустя день боль появляется из-за микроразрывов мышц.
Чтобы избежать боли в мышцах, следует проводить занятия регулярно. Организм привыкает к ежедневным нагрузкам и уже не реагирует на них болью. Необходимо прибегать к перед тренировкой, а также начинать с малых нагрузок, увеличивая их постепенно.
При возникновении болевых ощущений ни в коем случае нельзя прекращать тренировки - необходимо просто снизить их эффективность. Избавиться от боли поможет массаж, оказывающий расслабляющий эффект на мышцы, теплый душ.
Важно при таких состояниях употреблять как можно больше жидкости, которая поможет очистить организм, и от молочной кислоты в том числе.
Знаете ли вы? В эпоху феодализма важность гимнастики и физической подготовки в целом была нивелирована, а возрождение ее произошло во времена Ренессанса. Именно с тех пор во многих странах зародились различные системы физического воспитания - шведская, французская, немецкая.
Таким образом, утренняя гимнастика очень важна для растущего детского организма, поскольку позволяет укрепить его, поднять настроение и приучить к организованности.
Однако нужно правильно подбирать упражнения в соответствии с возрастом детей и их физической подготовкой - они должны в основном быть направлены на координацию движений и гибкость. Важным условием утренней гимнастики является правильно подобранное музыкальное сопровождение.
Вот и закончился нелегкий первый год жизни вашего малыша
Казалось бы, уже должно быть легче. Но возникают все новые вопросы дальнейшего развития. Ребенок после года начинает много и активно двигаться. Как правило, малыш уже научился ходить и удержать маленького непоседу на месте практически невозможно. Сейчас ему нужно помочь приобретать новые навыки движения. А для этого следует уделять несколько минут в день для гимнастики, которая укрепит еще слабые мышцы ребенка. Потому что те части тела, работа которых связана с прямохождением, испытывают непривычно большую нагрузку. Для профилактики деформации костного скелета, адаптации костно-мышечного аппарата к новым нагрузкам, тренировки и укрепления мышц проводят детский укрепляющий массаж и гимнастику. Однако, как бы ни были родители уверены в необходимости детского массажа, малышу привести убедительные доводы крайне сложно. Ведь вокруг столько интересного! Да и нужно переделать кучу дел: посмотреть что нового появилось в кухонном шкафу, не забыть позвонить бабушке, проверить исправность телевизора: Да и не перечесть всего! Как же можно спокойно усидеть, а тем более лежать на месте. Родителям только и остается, что заинтересовать малыша игрой. И незаметно для него позаниматься укрепляющими и развивающими упражнениями. Но если вы уверены, что все-таки малыш спокойно воспримет сеансы массажа, то мы можем позаниматься с ним. Ведь полезность детского массажа давно доказана.
Самое подходящее время для проведения гимнастики - прогулка, а первое необходимое упражнение - ходьба. Если малыш еще не может ходить самостоятельно, предложите везти ему собственную коляску, толкая ее перед собой. Можно предлагать ребенку двигаться к какой-либо цели: "Пойдем к тому дереву", "Дойдем до мамы" - или использовать игрушку на длинной палке, которую малыш катит перед собой. Дети, подвижность которых не ограничивают сидением в коляске и постоянным одергиванием, быстрее обучаются ходить и бегать, лучше развиваются.
Когда малыш ходит уже достаточно хорошо, у него появляется потребность овладеть другими способами передвижения. Часто ребенок 1,5-3 лет охотнее бегает, чем ходит, и даже частые падения не отвлекают его от этого увлекательного занятия. В тот момент, когда ребенок научился бегать, можно начинать обучать его прыжкам.
Существуют 2 вида прыжков: первый - чтобы победить страх (например, спрыгнуть с какой-то высоты к вам на руки), второй - при котором ребенок просто обучается прыгать. Чтобы обучить малыша прыжкам, спрыгните со ступеньки сами, а затем, поставив ребенка на ту же ступеньку, встаньте к нему лицом, возьмите за руки, предложите чуть присесть и прыгнуть вам навстречу. Когда малыш станет прыгать совсем уверено, держите его за одну руку, а потом позвольте прыгать самостоятельно. Позже дети учатся прыгать на месте на двух и одной ноге.
Хорошо научившемуся ходить и бегать малышу интересно и очень полезно осваивать другие виды ходьбы: движение приставным шагом, ходьба на носках и пятках, ходьба на наружной поверхности стопы. Все эти упражнения являются хорошей профилактикой плоскостопия. Дети с удовольствием имитируют различных животных, и это тоже хорошо использовать для тренировки различных движений, равновесия и координации речевых и моторных навыков (умение одновременно двигаться и говорить). Вот пример некоторых подобных упражнений:
*
Зайчик - ребенок прыгает на двух ногах, прижав ладошки-ушки к голове.
*
Лошадка - ребенок бежит вприпрыжку.
*
Медведь - ходьба на наружной поверхности стопы.
*
Лягушка - ребенок сидит на корточках, упираясь руками в пол, затем говорит "ква!" и прыгает вперед, выпрямляясь и поднимая вверх руки, затем снова садится на корточки.
*
Цапля - ходит по болоту, высоко поднимая ноги.
Следующее полезное занятие на прогулке - лазание. Научите малыша перелезать через поваленное дерево, небольшую скамейку, забираться сначала на наклонную, а позже на вертикальную лесенку. При этом старайтесь не держать, а просто подстраховывать его. Обучая ребенка перелезанию, сначала сами покажите ребенку, как это делается. (Для этого вам надо именно перелезть, а не перешагнуть препятствие). А затем предложите сделать это ребенку, по возможности только подсказывая, а не помогая ему. Как только ребенок научился перелезать через препятствие, повторяйте это упражнение как можно чаще во время прогулки.
Ну и, конечно, чем старше ребенок, тем важнее включать в прогулку ролевые подвижные игры, занятия на различных снарядах (турники, лесенки). Игры с мячом, занятия различными видами спорта. Различные игры с бросанием и толканием мяча можно начинать в возрасте 1,5-2 лет. Научите ребенка бросать мячик из-за головы, от груди, правой и левой рукой, ловить его. Сначала просто передавайте мяч, постепенно увеличивая расстояние между вами и ребенком.
Малыша в возрасте 2-2,5 лет можно учить кататься на лыжах. Вначале ребенка лучше учить переступать на лыжах без палок, чтобы ноги были параллельны. Затем можно учиться ходьбе скользящим шагом, предложить съехать с небольшой горки. Лыжные палки давать детям не рекомендуется, так как при этом большая часть нагрузки придется на еще неокрепшие руки.
Вообще ребенка старше 2,5 лет можно обучить почти любому виду спорта. Но занятия имеют смысл только тогда, когда приносят радость и вам и ребенку. Кстати, дети, от которых требуют должного результата (не важно: попасть ногой по мячу или устоять на лыжах), занимаются, как правило, менее успешно, чем те, которых хвалят даже за крохотную удачу. Помните: ребенку трудно управлять своим телом. Ваша главная задача - помочь ему научиться этому. То, что для вас мелочь, для малыша - целое событие. Поэтому очень важно, чтобы ваш ребенок доверял вам.
Конечно, прогулка не единственное место для спортивных занятий. Хорошо бы, чтобы и дома малыш имел возможность поупражняться.
Наверное, почти каждая молодая мама, сидя со своим малышом дома, испытывает усталость, раздражение и постоянное желание, чтобы её оставили в покое и дали просто посидеть. Однако, упокоившись, разобравшись со своими мыслями, можно найти поддержку, которой именно сейчас вам не хватает. От мужа, который, не смотря на последние выяснения отношений, всё-таки очень любит вас. От вашего ребёнка, который совсем недавно был маленьким орущим комочком, а спустя год превращается во всё больше понимающее создание, так и норовящее залезть вам на колени или посреди ночи попасть к вам под одеяло. Попробуйте посмотреть на происходящее с другой, положительной стороны. Например, можно устраивать увлекательные игры. Что-то вроде домашнего фитнесс-клуба. И вам будет весело, и малышу это доставит радость.
Физические упражнения и игры для ребёнка второго и третьего года жизни необходимо подбирать с учётом его двигательных навыков, особенностей физического и психического развития. Основу двигательной активности должны составлять ходьба, лазание, преодоление препятствий, различные игры с мячом, гимнастической палочкой и другими игрушками. Самая эффективная форма занятий с двух-, трёхлетним ребёнком - игра.
Для начала это могут быть простые и интересные задания: подойди и посмотри, что спрятано у меня в руке, за спиной, за подушкой, за креслом. Малыш, отыскивая любимую игрушку, будет стараться преодолевать препятствия, расположенные у него на пути. Например, перелезает через подушку, подползает под низкий столик и т.д.. Постепенно игры становятся сложнее. Поскольку дети в этом возрасте очень восприимчивы и склонны к подражанию, показывайте упражнения сами, сравнивайте с движениями животных, персонажей из сказок. Усложнять задания надо постепенно, только после того, как малыш овладеет более простыми движениями. В каждом занятии должны быть движения для всех мышечных групп (рук и плечевого пояса, ног и стоп, брюшного пресса, спины), причём их следует чередовать. А если ребёнок устал и не хочет выполнять какое-либо упражнение, не настаивайте, пусть он отдохнёт. Дети младшего возраста отличаются повышенной утомляемостью. Поэтому занятия гимнастикой должны быть не слишком долгими (5-6 упражнений) и включать паузы отдыха.
Рекомендуем вам вот такие упражнения, из которых вы самостоятельно можете составить небольшой комплекс:
*
Упражнения для воспитания правильной ходьбы.
Ходьба по "узкой дорожке". На полу обозначьте мелом (верёвками, палками) дорожку шириной 30 см. В дальнейшем дорожку следует постепенно сужать до 20-10 см. Предложите ребёнку самостоятельно пройти по ней, сохраняя равновесие.
Возможные варианты упражнений:
а) Пройти по "дорожке", ставя ножку за ножкой.
б) Дойдя до конца "дорожки", развернуться и пройти обратно.
в) Поднять одну ногу и постоять так несколько секунд.
Обращайте внимание на положение стоп при ходьбе: линия опоры должна проходить через пятку и второй палец, внутренний край стопы слегка приподнят.
Ходьба боком. Ходить боком по "узкой дорожке" мелкими приставными шагами. Научите малыша хорошо передвигаться и в правую, и в левую стороны.
Упражнения в равновесии.
Ходьба по наклонной скамейке. Укрепите гимнастическую скамейку или длинную доску, приподняв одним конец на высоту 20-25 см. Предложите ребёнку пройти по скамейке вверх, повернуться и спуститься вниз. Вначале помогайте малышу, поддерживая его за руку.
Скольжение. Поставьте один конец скамейки на подоконник или специальную подставку. Предложите ребёнку съехать на скамейке вниз.
Игра "Погладь мишку". Посадите на вершине "горки" мишку или другого любимого зверька. Предложите ребёнку подняться наверх и, наклонившись, погладить игрушку.
Упражнения для рук и плечевого пояса.
"Бокс". Ребёнок стоит, ноги на ширине плеч. Сгибает руки на уровне груди и затем делает поочерёдно движения руками вперёд и к середине, как бы боксируя.
"Покажи ладошки". Малыш стоит прямо, слегка расставив ноги, ступни параллельно, руки опущены. Попросите его вытянуть обе руки вперёд, ладонями вверх - "Покажи ладошки", затем спрятать за спину - "Спрячь ладошки".
"Вырасти большим". Ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги, руки опущены. Тянется вверх, поднимая руки.
"Подмети пол". Ребёнок ходит, слегка наклонившись вперёд, и делает руками движения, имитирующие подметания пола.
Упражнения для ног.
"Стал маленьким". Ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги, ступни параллельны, руки опущены. Низко приседает - "стал маленьким", затем встаёт - "стал большим".
"Прятки". Ребёнок приседает ("прячется") и выпрямляется, держась за спинку маленького стульчика.
"Покачай ногой". Ребёнок стоит, держась одной рукой за спинку стула. Покачивает ногой (дальней от стула) вперёд - назад. Поворачивается и покачивает другой ногой.
"Беги, а я догоню". Малыш бегает по комнате, а вы делаете вид, что ловите его.
Упражнения для туловища.
"Качание деревьев". Встань прямо, ноги врозь, руки опущены. Наклониться направо, затем влево, руки расслаблены.
"Самолёт". Малыш стоит, слегка расставив ноги, руки опущены. Поднимает руки в стороны ладонями вверх. Поворачивается в стороны, не опуская рук.
"Подними ножки". Самостоятельно поднимает прямые ноги и старается дотянуться ступнями до игрушки.
"Присаживание". Малыш лежит на спине. Придерживая ему ноги, попросите ребёнка сесть. Для начала можно помогать, поддерживая то за одну, то за другую ручку.
"Ласточка". Ребёнок лежит на животе, руки разведены в стороны. Слегка прогибаясь, поднимает голову и руки. Для начала можно помочь малышу, поддерживая его за разведённые в стороны руки.
"Рыбка". Ребёнок лежит на животе, согнутые руки под грудью. Прогибает спину, выпрямляя руки, поднимает голову и грудь.
Упражнения с мячом.
"Посмотри на мяч". Ребёнок стоит прямо, ноги врозь, в опущенных руках держит перед собой мяч. Поднимает мяч над головой и смотрит на него.
"Приседание с мячом". Встань прямо, ступни ног параллельно, в опущенных руках держать мяч. Присесть, коснуться мячом пола, затем выпрямиться.
"Оттолкни мяч руками". Малыш стоит прямо, слегка расставив ноги, руки опущены. Встаньте напротив и, держа мяч на одной руке, предложите ребёнку столкнуть его.
Надеемся, что наши рекомендации помогут вам проводить с малышом время весело и полезно.
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ИГРЫ РЕБЕНКА 1-3 ЛЕТ
Утренняя гимнастика
Теоретическая часть
У деток физическое и умственное развитие тесно связаны. Важно не только тренировать его память, но и мышцы. Гимнастика поможет малышу стать крепче и пластичнее. Она принесет пользу, если делать ее ежедневно и с удовольствием.
Для малышей очень важен игровой момент, поэтому старайтесь весело обыгрывать любое упражнение, увлекая кроху собственным примером. Например, вместо скучных наклонов предложите малышу собрать цветочки.
Утренняя гимнастика подготавливает организм ребенка к предстоящей дневной нагрузке. Ее следует проводить с конца второго года жизни в виде игры. Включать вводную ходьбу, несколько специальных упражнений и заключительный бег с переходом на ходьбу. Необходимо учитывать следующую последовательность упражнений: сначала упражнения для плечевого пояса типа дыхательных, например, поднимание рук в стороны и опускание их вперед и в стороны или хлопком ладонями на уровне груди и за спиной. Затем упражнения для мышц спины и живота, развития гибкости позвоночника, например, приседание с легким наклоном головы вперед или наклоны корпуса вперед. При этом руки касаются голеней, затем туловище выпрямляется, руки отводятся за спину. Эти упражнения дают большую нагрузку и должны следовать за более легкими (дыхательными). Потом снова упражнения, способствующие расширению грудной клетки, например, поднимание рук в стороны до уровня плеч и их опускание.
Упражнения с большей нагрузкой (приседания, наклоны) повторяются не более 2-3 раз, а с меньшей нагрузкой (для плечевого пояса) - до 5-6 раз. Затем необходим кратковременный (10-15 секунд) бег или подпрыгивания. Заканчивать утреннюю гимнастику надо ходьбой.
Необходимо добиваться правильного выполнения каждого упражнения, при ходьбе следить, чтобы ребенок держался прямо, расправив плечи, не опуская головы, свободно, без напряжения двигая руками, дышал через нос. Хорошо, если утренняя гимнастика выполняется под музыку и вместе с родителями.
Дыхательные упражнения
Рекомендуются следующие дыхательные упражнения, они могут проводиться во время утренней гимнастики и повторно на прогулке.
Каша кипит. Исходное положение сидя, одна рука лежит на животе, другая - на груди. Втягивая живот и набирая воздух в легкие - вдох, опуская грудь (выдыхая воздух) и выпячивая живот - выдох. При выдохе громко произносить звук «ф-ф-ф-ф». Повторить 3-4 раза.
Часики. Исходное положение стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторить 10-12 раз.
Трубач. Исходное положение сидя, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх. Медленный выдох с громким произнесением звука «п-ф-ф-ф-ф». Повторить 4-5 раз.
Петушок. Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны, а затем хлопнуть ими по бедрам. Выдыхая, произносить «ку-ка-ре-ку».
Паровозик. Ходить по комнате, делая попеременные движения руками и приговаривая: «чух-чух-чух». Продолжительность 20 - 30 секунд.
Вырасти большой. Встать прямо, ноги вместе, поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки - вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню - выдох. Произнести «у-х-х-х»! Повторить 4-5 раз.
Гуси летят. Медленная ходьба по комнате. На вдох - руки поднимать в стороны, на выдох - опускать вниз с произнесением длинного звука «г-у-у-у». Продолжительность - одна - две минуты.
Бросим мячик. Исходное положение стоя, руки с мячом подняты вверх. Бросить мяч от груди вперед, при выдохе длительное «у-х-х-х». Повторить 5-6 раз.
Занятия физкультурой преследуют конкретные цели: укрепить мышечный корсет малыша, обеспечив ему полноценное умственное и физическое развитие. Чем раньше сделаны «шаги к здоровью», тем крепче вырастет ваш малыш! Чтобы ребенок был гармонично развит, нельзя укреплять отдельно пресс или ноги. Такой подход оставляет слабые места, более чувствительные к физическим нагрузкам.
Предлагаем вам различные упражнения для отдельных частей тела. Возьмите по несколько упражнений из каждого подраздела в зависимости от возраста Вашего малыша и доступной ему степени сложности. И комбинируйте их, выбор за вами!
Спинка, на зарядку!
1. «Ласточка» (исходное положение - стоя ровно): медленно поднять руки вверх, одновременно отводя назад прямую ногу. Постоять несколько секунд и повторить с другой ногой. Выполнять 4-5 раз.
2. Для этого упражнения пригодится небольшой мешочек, наполненный чем-то сыпучим (солью, крупой и т.д.) Ребенок кладет его на голову и ходит по периметру комнаты 2-3 минуты так, чтобы он не упал.
3. «Рыбка» (исходное положение - лежа на животе, руки под подбородком): сохраняя серединное положение позвоночника, отвести назад прямые руки. При этом ноги, выпрямленные в коленях, несколько приподнять. Продержаться так 5-6 сек.(2-3 раза).
4. «Корзинка» (исходное положение - лежа на животе): потянуться всем телом вверх и сделать за спиной замочек из рук и ног (5-6 сек., 2-3 раза).
5. «Велосипед» (исходное положение - лежа на спине, руки под головой, локти прижаты к полу): выполнять круговые движения ногами вперед 7-8 раз.
6. «Ножнички» (исходное положение - лежа на спине с прижатой поясничной частью позвоночника к опоре): выполнять приподнимание и скрещивание прямых ног. Выполнять 3-4 раза.
7. «Кошечка» (исходное положение - стоя на четвереньках): на счет 1-2 выгнуть спину вверх, голову опустить вниз; на счет 3-4 прогнуть спину, поднять голову. Дыхание при этом произвольное. Упражнение хорошо развивает подвижность позвонков, его надо выполнять 5-6 раз.
8. Исходное положение: лежа на спине, руки вдоль тела. Ребенок тянется ножками по очереди к предмету, который держит мама. Надо стараться достать до него пяточками. Просим малыша показать, каким большим он вырастет.
9. Исходное положение: лежа на спине, ноги ровные. Приподнимаясь, необходимо взять у мамы мяч. Мама стоит сбоку, с каждым разом наклоняясь вниз все меньше и предлагая ребенку все больше тянуться вверх к мячу.
10. Исходное положение: сидя на полу лицом друг к другу, взяться за руки. Мама и малыш выполняют наклоны вперед-назад, по очереди сгибая ноги в коленях. Регулируйте нагрузку на спинку. Вы с деткой - двое силачей, которые занимаются перетягиванием каната.
11. «Скоростной самолет». Исходное положение - стоя. Ноги поставить вместе, а руки развести в стороны и поднять на высоту плеч. Это будут крылья истребителя. А теперь - в полет! Руки опускать нельзя (ведь самолет не машет крыльями), зато можно делать наклоны вправо и влево. Чтобы крылатая машина походила на настоящую, малыш может гудеть во время «полета». Это упражнение укрепляет мышцы спины и боковые мышцы, а также ручки и ножки.
12. «Дождевой червячок». У дождевого червячка нет ни ручек, ни ножек, но передвигается он очень быстро. Потому что делает волнообразные движения всем телом. Малыш сможет ползать точно так же. Карапузу нужно лечь на спину, ручки прижать плотно к туловищу, а ножки выпрямить. Затем пусть кроха передвигается вперед на ягодицах, спине и плечах. Только, чур, не помогать себе ни руками, ни ногами. Упражнение отлично тренирует мышцы плечевого пояса и ягодиц.
13. «Паровозик». Кроха легко повторит движения паровоза. Для этого нужно стать на четвереньки. Затем согнуть ручки и почти лечь грудью на пол. Это положение важно зафиксировать на несколько секунд. А вот теперь можно подняться и сесть на пятки.
14. Мама удерживает малыша за ноги, а он шагает, опираясь на руки. Именно так садовник катит перед собой тележку. Более сложный вариант - двигаться по извилистой тропинке или по дорожке с препятствиями из мягких мелких предметов (перешагиваем их ладошками).
15. Малыш сидит на коленях у мамы спиной к ней. На полу рассыпаны небольшие игрушки. Наклоняясь, ребенок собирает каждый предмет отдельно и складывает в любую емкость. Помогайте малышу подниматься. Так кроха укрепляет мышцы нижней части спины.
16. Пусть малыш, стоя на четвереньках, изобразит кошечку. Ласковую (прогнуть спинку дугой вниз, подбородок приподнят, руки прямые) и сердитую (выгнуть спинку дугой вверх, подбородок прижат к груди, руки прямые). Это хорошее упражнение для снятия напряжения с мышц спины.
КОРРИГИРУЮЩАЯ ГИМНАСТИКА ПОСЛЕ СНА - бабочка
утром бабочка проснулась
улыбнулась, потянулась
раз - росой она умылась
два - изящно покружилась
три - нагнулась и присела
на четыре - улетела
Физкультура для ребенка в возрасте одного - трех лет
Утренняя гимнастика.
Утренняя гимнастика готовит организм ребенка к будущей физической и эмоциональной дневной нагрузке. Ее нужно проводить с конца второго года жизни в виде развлекательной игры, не забывая при этом включать ходьбу, несколько специальных упражнений и заключительный бег с переходом на ходьбу. Необходимо учитывать следующую последовательность упражнений:
упражнения дыхательного типа для плечевого пояса, например, поднимание рук в стороны и опускание их вперед или удары ладонями на уровне груди и за спиной;
упражнения для мышц спины и живота, развития гибкости хребта, например, приседания с легким наклоном головы вперед или наклоны корпуса вперед. При этом руки касаются голени, потом корпус выпрямляется, руки отводятся за спину. Эти упражнения дают большую нагрузку и должны следовать за более легкими (дыхательными);
снова, упражнения, способствующие расширению грудной клетки, например, поднимание рук в стороны, до уровня плеч и их опускание.
Упражнения с большой нагрузкой (приседания, наклоны) повторяются не более двух-трех раз, а с меньшей нагрузкой (для плечевого пояса) - до пяти-шести раз.
Затем необходим кратковременный (десять-пятнадцатть секунд) бег или подпрыгивания. Заканчивать утреннюю гимнастику необходимо ходьбой на месте.
Необходимо стараться правильно выполнять каждое упражнение, при ходьбе следить за тем, чтоб ребенок держался прямо, плечи расправлены, голова не опускается, руки двигаются свободно, без напряжения, дыхание через нос. Хорошо, если утреннюю гимнастику выполняют под музыку и вместе с родителями.
Упражнения дыхательного типа.
Рекомендуются следующие дыхательные упражнения, которые вы можете выполнять во время утренней гимнастики и повторно - на прогулке.
1. Исходное положение: стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены. Размахивая прямыми руками вперед и назад, проговаривайте какую-нибудь считалочку или просто: “тик-так”. Повторить упражнение 10-12 раз.
2. Исходное положение: сидя, кисти рук зажаты в трубочку и подняты вверх. Медленный выдох с громким звуком: “п-ф-ф-ф-ф-ф-ф”. Повторить упражнение 4-5 раз.
3. Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены. Поднять руки в стороны, а потом стукнуть ими по бедрам (имитируя петушка). Выдыхая, произнести: “ку-ка-ре-ку”. Повторить упражнение 5-6 раз.
4. исходное положение: сидя, одна рука лежит на животе, другая - на груди. Втягивая живот и набирая воздух в легкие - вдох, опуская грудь (выдыхая воздух) и выпячивая живот - выдох. Во время выдоха громко произносите звук “ф-ф-ф-ф-ф”. Считайте, что ваш живот - это кастрюля, в которой закипает каша. Повторить упражнение 3-4 раза.
5. Паровозик: ходите по комнате, делая попеременные движения руками, и произносите: “чух-чух-чух-чух”. Продолжительность упражнения 20-30 секунд.
6. На турнике. Исходное положение: стоя, ноги вместе, в обеих руках перед собой держать гимнастическую палку. Поднять палку вверх, стать на носки - вдох, палку опустить назад, на лопатки - длительный выдох с произнесением звука: “ф-ф-ф-ф-ф”.
Физические упражнения.
Детей дошкольного возраста нельзя заставлять выполнять упражнения, навязывать им что-либо, чего им не хочется делать. Занятия должны оформляться в виде игры дома или во время прогулки. Неплохо организовать в квартире место для “мини-стадиона”, создать условия для активных движений ребенка.
Специальные занятия гимнастикой необходимо проводить ежедневно или через день, через 30-40 минут после завтрака или сразу после дневного сна на протяжении 10-12 минут. Форма одежды - трусы, майка, босиком. Выполнять упражнения следует на ковре при открытой форточке.
Для занятий необходима будет веревка или скакалка, палка длиной 1-1.5 метра, диаметром 2 см, обруч диаметром 45-50 см, кегли, кубики.
Во время занятий физкультурой необходимо чередовать упражнения для всех групп мышц. Лучше начинать с легких упражнений, постепенно увеличивая их сложность. В каждое занятие необходимо включать упражнения для развития и совершенствования ходьбы, бега, прыжков, ползания, координации движений. Следите за правильностью выполнения упражнений ребенком. Переходить к следующему комплексу упражнений следует только после хорошо усвоенного предыдущего. В два года постепенно, от занятия к занятию, увеличивайте нагрузку, включая в выполняемый комплекс упражнений бег в различном темпе. Начинать и заканчивать занятия необходимо ходьбой на месте и дыхательными упражнениями.
Занятия должны быть интенсивными с достаточной степенью нагрузки, в конце занятия у ребенка должны прослеживаться следы небольшой усталости в виде ускоренного дыхания, незначительного румянца на щеках и потовыделения, но не должно быть жалоб; общее самочувствие - хорошее, движения - бодрые.
При выраженных признаках сильного переутомления следует понизить степень нагрузки и продолжительность занятий.
Примерный комплекс упражнений для детей в возрасте от 1 года до 1 года и 2 месяцев.
1. Ходьба. Взрослый стоит перед ребенком и манит его к себе яркой игрушкой, подбадривая ласковыми словами.
2. Приседания. Приседания (3-4 раза) с поддержкой за обруч двумя руками для укрепления мышц туловища, ног и плечевого пояса. Малыш охватывает обруч сверху двумя руками, взрослый держит его с другой стороны и со словами: “приседаем” - приседает на корточки вместе с ребенком. Обруч опускается вниз, потом со словами: “встаем” - оба выпрямляются, поднимая обруч вверх.
3. Ползание. Ползание (1-2 раза) под палку с последующим выпрямлением туловища (для укрепления мышц туловища, рук, ног, кистей, развития координации, внимания, смекалки). Ребенок ползет за игрушкой под палку, поднятую на высоту 30-35 см от пола. Потом игрушку кладут на табуретку высотой 45 см, малыш должен встать, чтобы взять ее.
4. Ползание. Ползание (1-2 раза) через обруч с последующим выпрямлением туловища. Взрослый держит обруч, перед ребенком кладут на пол яркую игрушку, которую постепенно отодвигают, предлагая, таким образом, ребенку проползти через обруч, поставленный перед ним, еще раз. Потом игрушку кладут на табуретку (стул) высотой 45 см на расстоянии 1-2 метра от обруча. Малыш должен встать, чтобы взять ее.
Примерный комплекс упражнений для детей в возрасте от 1 года и 2 месяцев до 1 года и 6 месяцев.
1. игра “Беги ко мне” (2-3 раза) служит для повышения эмоционального тонуса ребенка. Взрослый становится на расстоянии 2-6 метров от ребенка (в зависимости от его умения бегать) и зовет малыша к себе, а когда тот подбежит - подхватывает на руки и подбрасывает вверх. Потом быстро переходит в другое место и упражнение повторяется.
2. Ходьба (1-2 раза) по коврику (длиной 2 м, шириной 35 см), лежащем на полу. Упражнение помогает малышу развить чувство равновесия, внимание. В дальнейшем ширину коврика можно уменьшить до 25 см. Возле другого конца коврика кладут игрушку и предлагают ребенку принести ее, пройдя по дорожке приставным шагом или обычным шагом. Можно также провести ребенка по коврику, поддерживая за руку.
3. Перешагивание через палку, лежащую на полу (2-3 раза). Упражнение необходимо для развития чувства равновесия, координации движений, внимания, умения переступать (поднимать ноги на определенную высоту). Необходимо положить на пол палку и показать, как через нее можно переступить. Если малышу поначалу это еще сложно, помогите ему.
Примерный комплекс упражнений для детей в возрасте от 1 года и 6 месяцев до 2 лет.
1. игра “Догони собачку” (2-3 раза) служит для повышения эмоционального тонуса ребенка. Взрослый держит в руках большую игрушечную собаку (или любую другую большую игрушку: кошку, мишку и т.д.) и бежит, предлагая малышу догнать его (20-25 секунд), потом переходит на спокойную ходьбу.
2. Ходьба с разведенными в стороны руками по наклонной доске развивает чувство равновесия при ходьбе, умение держаться направления, координировать свои движения, воспитывает смелость. Доска длиной 2 м, шириной 25 см с одного конца поднята над уровнем пола на 20-25 см (этого можно достичь, положив ее, например, на тумбочку). Ребенок с разведенными в стороны руками поднимается по доске на тумбочку, потом возвращается вниз.
3. Ползание на четвереньках по лавке (1-2 раза) помогает укреплению мышц туловища, развитию координации движений рук и ног, внимания. Малыш ползет по гимнастической лавке по всей ее длине, потом выполняет какое-нибудь задание для выпрямления туловища, например, берет со стола кубик и кладет его в коробку.
Общий комплекс упражнений.
Исходное положение - ноги вместе. Ходьба, приставной шаг - влево, вправо по одному шагу. Темп средний. Движения можно сопровождать ударами в ладоши под музыку.
Упражнение для дыхания.
Исходное положение - ноги на ширине плеч. Руки на поясе или разведенные в стороны и следуют за корпусом во время его поворота. Начинаем поворот корпуса влево и вправо, а потом возвращаемся в исходное положение. Выполнить, не спеша, 2 подхода по 8 раз.
Упражнение для дыхания.
Исходное положение - ноги на ширине плеч, руки опущены вниз. Руками потянуться вверх, становясь на носочки. Вернуться в исходное положение. Выполнить 2 подхода по 8 раз. После этого руками тянуться вперед. Выполнить также 2 подхода по 8 раз.
Упражнение для общего развития.
Исходное положение - стоя. На счет “раз” - присесть, на счет “два” - встать. Руки вперед. Выполнить упражнение в 2 подхода по 8 раз.
Упражнение для общего развития.
Исходное положение - ноги вместе. Выпад вперед, обязательный упор руками в колени. Ногу приставить, поворот в другую сторону (на 180°), повторить то же самое другой ногой. Выполнить 2 подхода по 8 раз с каждой ноги.
Упражнение для спины.
Исходное положение - лежа на животе. Согнуть ноги, подтянуть корпус, достать руками голень и потянуться. Вернуться в исходное положение. Выполнить по 1-2 подхода по 3 раза.
Упражнение для спины и бедер.
Исходное положение - опора на колени и руки (можно локти). Выпрямляем ногу назад по очереди. Выполнить 1-2 подхода по 6-8 раз. Повторяем упражнение указанное количество раз на каждую ногу.
Упражнение для мышц груди и рук.
Для мальчиков. Исходное положение - опора на колени или стопы (усложненный вариант) и на руки. Отжимание от пола. Выполнить 1-2 подхода - сколько будет сил.
Для девочек. Исходное положение - сидя, ладони вместе на уровне груди. Надавливая на ладони, напрягать руки. Выполнить 1-2 подхода по 6-8 раз.
Упражнение для мышц пресса.
Для мальчиков. Исходное положение - сидя на полу, ноги вытянуты вперед. На счет “раз” - слегка приподнимаем корпус, одновременно сгибая ноги в коленях. На счет “два” - вернуться в исходное положение. Выполнить 1-2 подхода по 5-8 раз.
Для девочек. Исходное положение - лежа на боку. Ноги лежат так как удобно. Одна рука вперед, другая - за головой. Подъем корпуса с небольшой амплитудой и возврат в исходное положение. Выполнить 1-2 подхода по 5-6 раз на каждом боку.
Упражнение на растягивание.
Исходное положение - сидя, одна нога прямая, другая - согнута. Необходимо задержать согнутую ногу в таком положении 1-3 секунды. Вернуться в исходное положение. Повторить по одному разу для каждой ноги.
Растягивание ног.
Исходное положение - сидя, ноги вместе, вытянуты вперед. Руками дотянуться до стопы и задержаться в таком положении 1-3 секунды. Вернуться в исходное положение. Соединить стопы, согнув ноги в коленях и развести их в стороны. Локтями упереться в колени, легкий наклон вперед и задержаться в этом положении 1-3 секунды. Повторить несколько раз.
Упражнение для спины.
Исходное положение - стоя, правая рука на поясе, левая вытянута вперед, правая нога - вперед, на носке. На счет “раз” одновременно отставляем ногу назад и заводим руку за спину, на счет “два” - возвращаемся в исходное положение. Выполнить в медленном темпе 2 подхода по 8 раз в каждую сторону.
Упражнение для плечевого пояса и мышц между лопатками.
Исходное положение - основная стойка. На счет “раз” поднять плечи вверх, руки свободно опущены, на счет “два” - плечи опустить. Выполнить упражнение 10 раз.
Исходное положение - стоя, ноги расставлены по возможности широко, колени слегка согнуты. На счет “раз” - небольшой наклон вперед, спина прямая. На счет “два” - локти проходят максимально назад, при этом руки согнуты. Если ребенку сложно держать ровно спину в наклоне, то положение спины может быть вертикальным и делать движения только руками. Выполнить 2 подхода по 3-5 раз.
Упражнение для мышц низа спины.
Исходное положение - стоя, одна нога протянута вперед, согнута в колене, другая - отведена назад, опора рукой на согнутое колено, спина прямая, другая рука свободно опущена. По счету заводим согнутую руку максимально назад и одновременно поднимаем плечо. Выполнить 2 подхода по 3-5 раз.
Упражнение для развития грудной клетки и легких.
Исходное положение - стоя, руки в “замок” над головой. На счет “раз” - переводим руки вперед к груди, спина круглая, ноги можно слегка согнуть в коленях. На счет “два” - вернуться в исходное положение. Выполнить 2 подхода по 5-10 раз.
Упражнение для мышц спины.
Исходное положение - лежа на животе. На счет “раз” - достать правой рукой левую ногу, на счет “два” - поменять ногу и руку. Выполнить по 5 раз в каждую сторону.
Упражнение для мышц пресса.
После упражнений для спины необходимо выполнить несколько упражнений для мышц пресса. Исходное положение - сидя, голова опущена на колени, ноги согнуты. На счет “раз” - опираясь руками в пол, отводим корпус назад, ноги в висячем положении разгибаем в колене, но не до конца. На счет “два” - возвращаемся в исходное положение. Выполнить 2-3 подхода, повторений - сколько хватит сил.
Упражнение на растягивание.
В конце комплекса ребенку необходимо выполнить такое упражнение: стоя, наклониться вперед, спина круглая, и постоять в таком положении 10 секунд. Также очень полено ребенку повисеть на руках на турнике. Исходное положение - лежа на животе. На счет “раз” - взять ребенка за руки (за ноги) и медленно потянуть, но не вверх, а на себя и задержать на 10 секунд в таком положении. На счет “два” - медленно опустить. Выполнить 2-3 подхода по 5 раз.
Самостоятельно ходить дети начинают с 8-13 мес. Сначала появляются первые неуверенные шаги, которые еще нельзя назвать ходьбой в полном смысле слова. В дальнейшем ходьба совершенствуется, ребенок начинает менять ее направление без остановки, приучается ходить по "пересеченной" местности - кочкам, неровностям (вначале, неустойчиво, затем устойчиво). Вскоре происходит овладение ходьбой в ровном ритме, появляется быстрая ходьба. Постепенно ребенок начинает ходить по лестнице (бытовая ходьба) приставным шагом с опорой и без опоры, а также переменным шагом. Имитационная ходьба развивается параллельно пониманию речи. При этом важную роль играет знакомство с образами животных. Некоторые дети овладевают автоматизированной ходьбой только к 3 годам 6 мес, другие же - до 2 лет. Ходьба усиливает деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, уравновешивает основные нервные процессы. Для воспитания ритмичной ходьбы у детей применяются упражнения на координацию: ходьба по неровной местности, соразмерение своего шага с шагом товарища (в возрасте 3 лет). Продолжительность ходьбы с возрастом увеличивается. Так, дети 3 лет при условии эмоциональной заинтересованности (пойти посмотреть, как летают самолеты, как плавают утки, и т. д.) могут проходить 500 м и более (малый туризм).
Во время "дальней ходьбы" желательно делать остановки - отдых для осмотра окружающей природы.
Приводим примерный перечень упражнений для развития и совершенствования 1ходьбы:
Ходьба через палочки с опорой и без опоры.
Ходьба по "кирпичикам" с опорой и без опоры.
Ходьба через обруч или через обручи (рис. 22).
Ходьба вокруг обруча.
Ходьба вокруг веревки.
Ходьба с мешочком на голове (рис. 23).
Ходьба между разложенными палками.
Ходьба между булавами (рис. 24).
Ходьба за мячом.
Ходьба через обручи вдвоем.
Ходьба по пересеченной местности.
Имитационная ходьба и др.
Во время выполнения упражнений для развития и совершенствования ходьбы необходимо постоянно следить за осанкой.
Этим видом движения большинство детей овладевают только к 2 или 3 годам. По-видимому, развитие указанного двигательного акта до 2,5 лет связано с двигательной одаренностью.
Развитие его проходит ряд стадий: быстрая ходьба, бег без "полета", с небольшим "полетом". Только к концу 3-го года и позже у детей появляется "полет" в беге. При быстрой ходьбе и беге детям трудно менять направление, но к 3 годам многие из них это осваивают.
Бег развивает быстроту, выносливость: в этом движении участвует большое количество мышц, значительно усиливается кровообращение и дыхание. Темп и ритм бега у детей преддошкольного возраста должны быть произвольными. Изменять ритм во время бега желательно под образную команду: "пойдем быстрее", "автомобиль замедляет ход" и т. д. Положение рук также должно быть произвольным, а в дальнейшем при полном умении бегать руки двигаются в сочетании с движениями ног. Для обучения бегу очень удобно использовать игру "в лошадки". Приводим примерный перечень упражнений для развития и совершенствования бега:
Бег, "как лошадки" (рис. 25).
Догнать катящийся мячик, обруч.
Пробежать вокруг обруча (рис. 26).
Пробежать вокруг веревки.
Пробежать вокруг булавы.
Пробежать вокруг палки.
Бег с предметом (обручем), который имитирует руль автомобиля (рис. 27).
Можно использовать и другие упражнения. Во время бега необходимо следить за положением головы, которая не должна быть опущенной.
Дети сами часто делают движения, связанные с сохранением равновесия (залезают на высокий предмет, встают на поверхность с малой площадью опоры и т. д.). Некоторые дети "трусливы" и движениями, связанными с сохранением равновесия, овладевают позднее.
Данный навык у таких детей приходится длительно тренировать.
Выполнение упражнений для выработки умения сохранять равновесие способствует развитию координации движений, ловкости, смелости, внимания. При этом совершенствуется функциональная взаимосвязь анализаторов (вестибулярного, зрительного и двигательного).
Приводим примерный перечень упражнений для развития и совершенствования умения сохранять равновесие.
Ходьба по ограниченной плоскости (рис. 28),
Перешагивание через предмет (рис. 29).
Ходьба по доске (ширина 25-15-10 см) с помощью и без помощи взрослого.
Вхождение на наклонную плоскость с опорой.
Вхождение на наклонную плоскость разной высоты без опоры (рис. 30).
Ходьба по гимнастической скамейке с опорой,
Ходьба по гимнастической скамейке без опоры.
Ходьба по скамейке с предметами (рис. 31).
Ходьба по стесанному бревну с опорой и без нее.
Ходьба по веревочке (рис. 32).
Ходьба по обручу.
Ходьба боковая по палочке (рис. 33).
Ходьба с мешочком на голове.
Ходьба по лестнице.
При выполнении упражнений надо обязательно следить за осанкой (начиная с 1 года 2 мес. дети при ходьбе по доске следят за игрушкой, стоящей на конце доски). Если дети полутора лет и старше еще не умеют прыгать, схождение малышей со скамейки должно быть "мягким".
Этот двигательный акт возникает довольно рано. Совершенствование его во многом зависит от индивидуальных особенностей ребенка. Так, например, перепрыгивать через палку большинство детей начинает с 2 лет 6 мес., но встречаются дети, умеющие делать это уже в 1 год 7 мес.
Детям первых лет жизни доступны самые простые элементы прыжка, например "пританцовывание", подпрыгивание, перепрыгивание через какой- либо предмет на малое расстояние (5-10-15 см) с опорой и без опоры, соскакивание.
Прыжки - упражнение, вырабатывающее ловкость и координацию движений, после их выполнения учащается и углубляется дыхание.
Необходимо обращать внимание на легкость прыжка (как мышка, как кошка) и обучать последнему имитационным способом (как зайка, как мячик). Спрыгивать с высоты следует после того, как ребенок научится легко подпрыгивать на месте. Злоупотреблять спрыгиванием не нужно, учитывая несовершенство строения и особенности сводов стопы у детей.
Во время выполнения прыжков необходимо следить за осанкой.
Приводим примерный перечень упражнений для развития и совершенствования прыжков:
Подпрыгивание на месте с поддержкой за руки.
Подпрыгивание на месте без опоры.
Подпрыгивание в длину ("скачет зайка").
Прыжки в обруч-вперед, назад (рис. 34, а, б).
Прыжки через палочку, веревочку двумя ногами начиная с высоты 2 см (рис. 35)
Подпрыгивание на одной ноге попеременно.
Спрыгивание с гимнастической скамейки с мягким приземлением (рис. 36).
Прыжки двумя ногами вдоль веревки.
Прыжки вокруг мешка и др.
Это один из видов движения, который рано развивается (в основе его лежит умение ползать, которое появляется в 5-6 мес.) и легко совершенствуется. Детям, имеющим недостаточные навыки по сохранению равновесия, освоение лазания по вертикальной лестнице дается не легко.
Ползание, подползание, лазание - движения, способствующие уменьшению нагрузки на позвоночник, которая в возрасте 2-3 лет уже достаточно велика при длительном сидении за столом (во время занятий и приема пищи).
Приводим примерный перечень упражнений, способствующих развитию и совершенствованию лазания:
Залезть на гимнастическую лесенку с помощью взрослого.
Влезть в обруч, вылезти из него (рис. 37).
Залезть на горку на четвереньках.
Перелезть через предмет - гимнастическую скамейку, веревку (рис. 38).
Подползти под предмет (скамейку, стол, стул, палочку-, веревку (рис. 39).
Ползание по гимнастической скамейке.
Вползание в обруч или в обручи (рис. 40).
Проползти на четвереньках между двумя параллельно положенными веревками (рис. 41).
Ползать на четвереньках между булавами.
Лазание по стремянке.
Ползание на четвереньках вокруг обруча, палочки, мешочка (рис. 42).
Лазание по вертикальной лестнице приставным, переменным шагом.
Ползти за "убегающей" веревкой (рис. 43).
Встать на скамейку и сойти.
Это движение у детей проявляется бросанием предметов вниз или в горизонтальную цель. Оно воспитывает ловкость, координацию движений, быстроту, развивает мышцы плечевого пояса. Сначала предмет бросают одной рукой, затем двумя (это труднее). Постепенно ребенок овладевает элементами произвольного бросания в вертикальную цель.
В этом упражнении участвуют двигательный, вестибулярный и зрительный анализаторы, но ведущая роль принадлежит последнему. Положение туловища при этом движении должно быть произвольным.
Приводим примерный перечень упражнений, способствующих развитию и совершенствованию метания:
Положить мяч в горизонтальную цель (корзину или обруч), находящуюся на разном расстоянии;
а) горизонтальная цель на высоте 80-100 см/диаметр ее - 60 ч:м, расстояние до цели - вытянутые руки ребенка (рис. 44);
б) горизонтальная цель на высоте 100-120 см, диаметр - 50-60 см, расстояние - то же.
Бросить мяч в вертикальную цель диаметром 60 см, находящуюся на высоте вытянутых рук ребенка.
Бросить большой мяч двумя руками в горизонтальную цель диаметром 50-60 см с расстояния от 50 до 100 см.
Бросить маленький мяч отдельно правой и левой рукой в цель диаметром 50-60 см с расстояния от 50 до 100 см (рис. 45).
Сбить кегли или булавы мячом.
Катание большого или малого мяча через ограниченное пространство или по направлению друг к другу.
Игры в мяч: поймать мяч на разном расстоянии от пола и от стенки; отбивание мяча рукой.
Перебросить мяч над веревкой или палкой.
Прокатить мяч под веревкой.
Бросание большого мяча двумя руками (движения - мяч у груди, над головой, за головой и из этого положения бросок в вертикальную цель диаметром 60 см, высотой 80-120 см, с расстояния 80- 150 см).
И цель и расстояние те же - бросание малых мячей поочередно правой и левой руками.
В качестве цели применяют обручи разных размеров и цветов. Во время бросания нужно следить за осанкой, за обязательным чередованием рук. У детей до 3 лет метание носит произвольный характер.
В формировании правильной осанки основную роль играет общий мышечный тонус и, в частности, тонус мышц спины, живота ("мышечный корсет") и ягодиц. Приводим примерный перечень упражнений, дополнительно способствующих формированию осанки.
Упражнения в ползании и подползании, которые укрепляют мышцы спины, живота.
Присаживание за игрушку, предмет (рис. 46).
Из исходного положения лежа на животе с фиксированными прямыми ногами приподнять палочку двумя полусогнутыми руками (руки на ширине плеч ребенка). При этом нужно следить, чтобы ребенок не прогибался.
Из исходного положения на животе сделать "крылышки".
Скатывание с горки в положении на животе, руки держать за спиной (рис. 47).
Исходное положение на животе, на скамейке; сделать "ласточку".
Упражнения с мячом: исходное положение - сидя верхом на скамейке:
а) мяч на голове; б) положить мяч справа на пол; в) положить слева на пол; г) снова положить мяч на голову (рис. 48, а, б).
Упражнения с обручем: а) встать в обруч; б) присесть; в) поднять обруч на вытянутых руках вверх; г) вытянуть обруч вперед; д) положить обруч на пол (рис. 49, а, б).
Из исходного положения сидя верхом на скамейке с обручем:
а) поднять обруч вверх ("я на крышу посмотрю"); б) положить обруч справа на пол; в) поднять обруч вверх; г) положить обруч слева; д) положить обруч на скамейку.
Подтягивание за палочку (рис. 50).
Перетягивание палочки, веревки (рис. 51, а, б).
В положении лежа на животе катать мяч и другие предметы (рис. 52).
При выполнении упражнений следует следить за осанкой (положение головы и плеч).
Ребенок сидя на стульчике и опираясь на его спинку, руками - в сиденье, катает мяч ногами вперед и назад (рис. 53).
Исходное положение тоже - покатать ногами палку (рис. 54).
Сидя на стульчике, собрать ногами веревку.
Сидя на стульчике, поднять мешочек или мяч ногами (внутренней стороной) (рис. 55). Мячи разных размеров.
Сидя на стульчике, покатать ногами булаву.
Из положения стоя (воспитательница держит ребенка под мышки) покатать ногами мяч.
Описание упражнений с отдельными предметами. В занятиях гимнастикой должны использоваться различные предметы, которые следует ежедневно менять (чередовать).
В первые дни занятий упражнения повторяются 2 раза, затем их число увеличивается и достигает 5 у детей до 2 лет и 8 - до 3 лет. Следует учитывать, что возраст при выполнении тех или иных упражнений имеет до некоторой степени относительное значение. Одно и то же упражнение разные дети могут осваивать или несколько раньше, или позднее. Так, упражнения, выполняемые в 1 год 6 мес., некоторыми детьми могут быть освоены в 2 года и позже.
Гимнастический инвентарь (скамейка, ящик, мяч, обручи, палки, веревки, булавы, мешочек - на рис. 56) дает возможность интересно и эмоционально проводить занятия гимнастикой в домашних условиях и в условиях коллектива.
При применении предметов дети быстрее и лучше приобщаются к занятиям, и их творческие способности развиваются интенсивнее.
Занятия с детьми от 1,5 до 3 лет проводятся малым групповым методом (по 4-5 человек в группе). Дети объединяются по принципу их умений. Упражнения повторяются по 3-4 раза и больше в зависимости от состояния здоровья и индивидуальных способностей каждого ребенка. Некоторые упражнения повторяются чаще (упражнения для мышц спины, живота), особенно при вялой и нарушенной осанке.
В возрасте двух-трех лет дети любят подражать взрослым. Используйте это качество в полезных целях. Делать зарядку вам придется вместе. Всего лишь покажите малышу хороший пример, и он обязательно будет делать все так, как мама или папа. «Делай, как мы, делай лучше нас»! - пусть эти слова станут девизом вашей семьи.
Гимнастика для малышей не должна превращаться в сложные силовые упражнения, отжимания, качания пресса или акробатические трюки. Ее необходимо проводить в течение 5-10 минут, и только в игровой форме. Иначе и не получится. В таком возрасте трудно удержать внимание ребенка, его необходимо чем-то увлечь. Используйте и обыгрывайте темы, близкие и понятные малышу. Не давайте сразу все упражнения. Достаточно двух-трех, чтобы малыш поиграл и в то же время усвоил какие-то новые двигательные навыки.
Достань солнышко . Скажите малышу, что солнце светит прямо у него над головой (можете держать в руках желтый воздушный шар). Попросите его достать солнышко. Он будет вытягивать ручки вверх и подниматься на носочки. Вот вам и упражнение № 1.
На носочках и на пяточках . Спросите у ребенка: как он умеет ходить на носочках и на пяточках? Покажите, как это делать. Пусть кукла или любимая мягкая игрушка тоже примут участие и продемонстрируют свои способности.
Приседания . Как научить ребенка приседать? Разбросайте по комнате разные предметы (или игрушки) и попросите малыша приносить их вам по одной и складывать, например, в коробку. Условия игры «заставят» его приседать.
Мостик . Этот мостик отличается от взрослого, потому что выполняется наоборот. Малыш должен стоять на руках и стопах, но не животом, а спиной вверх. Следите, чтобы он выпрямлял коленки. Загляните крохе в лицо и спросите: «А кто у нас мостиком стал?»
Паровозик . Пусть малыш станет на четвереньки и покажет, как едет паровоз. Можно сопровождать движения звуками: «чух-чух». Обозначьте траекторию движения «паровозика», пусть попробует сделать задний ход.
Самолетик . Расставьте руки в стороны и облетите вокруг комнаты. Сопровождайте ваши движения звуками летящего самолета: «у-у-у-у».
Ножницы . Это классическое упражнение, которое все мы хорошо знаем. Мышцы пресса у ребенка еще не настолько крепкие, чтобы долго удерживать ноги на весу. У него будут свои «ножницы». Главное - старание!
Кошечка . Пусть малыш станет на четвереньки и прогнет спинку вверх и вниз, как кошечка. Не забудьте помурлыкать!
Мишка косолапый . Спросите у ребенка: «Как ходит мишка?» Пусть он покажет. Продемонстрируйте и вы неуклюжие движения косолапого.
Бег и прыжки . Спринтерский бег для двухлетнего карапуза, скорее всего, закончится падением. Учитесь быстрому бегу постепенно. Для хорошей координации движений и равновесия предложите малышу бегать между расставленными предметами. После бега займитесь прыжками. Это не составит огромного труда: попросите малыша показать, как прыгает заяц.
◈ Усадите малыша на пол и предложите ему побыть обезьянкой. Вокруг разбросайте разные (небольшие) предметы и попросите кроху собрать их пальчиками ног. Покажите, как это делать. Задача окажется не из легких!
◈ Сядьте на полу (на мягкой поверхности) друг напротив друга, зажмите полотенце (или одежду) между ногами и поиграйте в «перетягивание каната».
◈ Сядьте на полу, передавайте друг другу мяч, толкая его стопами.
◈ Пусть малыш поднимет руки вверх, станет на носочки и пройдет несколько кругов по комнате. Это упражнение хорошо тренирует мышцы голени и стопы.
При желании любую детскую песенку можно использовать в качестве музыкального сопровождения, а также подсказки к действию при выполнении зарядки. Вот, например, такую:
А-а, в Африке горы вот такой вышины, (поднимаем руки вверх)
А-а, в Африке реки вот такой ширины, (поднимаем руки в стороны)
А-а, крокодилы, бегемоты, (хлопаем в ладоши)
А-а, обезьяны, кашалоты,
А-а, и зеленый попугай (машем руками, как птички)