Каком возрасте начать учить буквы. Учим буквы: как помочь ребенку освоить алфавит

Такими навыками, как чтение и письмо, большинство взрослых пользуется ежедневно, не задумываясь. А ведь когда-то каждый из нас знакомился с удивительным миром с ребенком 5 лет и стоит ли начинать изучение азбуки в более раннем возрасте?

Когда пора знакомиться с буквами?

Тема раннего развития невероятно популярна в наши дни. Многие приверженцы обучения с пеленок советуют знакомить малышей с алфавитом не позднее первого дня рождения. И действительно, практически все дети в раннем возрасте настоящие гении. При условии регулярных занятий уже к 2 годам ребенка можно научить многому. Но помните о том, что без регулярного повторения пройденного материала малыш совсем скоро его забудет.

В каком же возрасте наиболее полезно учить буквы оптимальный вариант - начать заниматься примерно в 4-5 лет. Именно в этом возрасте малыш имеет богатый словарный запас и достаточно много знает об окружающем мире. После изучения азбуки с ним можно переходить к основам чтения и письма. Регулярно используя полученные знания и углубляя их, ребенок точно не забудет буквы.

Секреты успешного изучения алфавита

Любые занятия с дошкольником продуктивны только при наличии интереса у обучаемого. Прежде чем знакомить малыша с миром букв, следует его заинтересовать этой темой. Старайтесь чаще и больше читать ребенку. Рассказывайте о том, что, выучив алфавит, он сможет сам прочесть любую книгу или даже папину газету. Полезно также время от времени напоминать, что прочитать можно не только захватывающие истории, но и полезные энциклопедии. И самое главное - вдохновите ребенка личным примером. Практически всегда в семьях, где взрослые читают книги, малыши с большим удовольствием осваивают письмо и чтение.

Вы спросите, как выучить алфавит с ребенком 5 лет? Начните с игр, знакомящих с буквами. Не пытайтесь организовывать занятия наподобие школьных уроков, скорее всего, ребенку будет скучно. Педагоги не рекомендуют также принуждать малышей. Если обучение станет обязанностью, интерес к нему вряд ли сохранится.

Создаем правильную обучающую среду

Для облегчения процесса усвоения новой информации полезно задействовать Добавьте немного букв в интерьер собственной квартиры и детской комнаты. Не стоит превращать весь дом в один сплошной алфавит, малыш может утомиться от переизбытка информации. Буквенный коврик-пазл, декоративные подушки с именем ребенка, крупные четкие надписи в интерьере в умеренных количествах невероятно хороши. Ежедневно наблюдая такие детали, малыш начнет самостоятельно проявлять к ним интерес. И это отличная возможность для родителей рассказать о буквах и назвать каждую из них.

Знаете ли вы, каким должно быть правильное произношение русского алфавита для детей? Многие современные специалисты советуют учить не названия букв, а звуки. Это необходимо для того, чтобы впоследствии было проще научить ребенка читать. Самыми простыми считаются гласные буквы, состоящие из одного звука. А самыми сложными - шипящие согласные и гласные, состоящие из двух звуков. Не пытайтесь выучить весь алфавит сразу. Намного продуктивней осваивать по 4-6 букв, а затем переходить к следующей группе.

Ассоциации для быстрого запоминания

Малыши обращают внимание на предметы и изображения ярких цветов, которые выглядят привлекательно, по их мнению. Считается, что буквы алфавита для детей должны быть написаны красным цветом. Можно сделать их стилизованными, нарисовать глаза или превратить в настоящих животных. Учить такой алфавит будет намного интереснее, чем обычный.

Одно из классических пособий для детей дошкольного возраста - буквы с картинками. Задача родителей при его использовании объяснить, что буквенный символ обозначает первый звук слова, изображенного графически. Алфавит в картинках должен быть у каждого малыша, который только знакомится с миром букв. Подберите книжку-азбуку в подобном оформлении, кубики или карточки. При желании подобное пособие можно сделать своими руками. Вырежьте из плотного картона карточки подходящего размера и нарисуйте на них или наклейте буквы и картинки.

Пишем буквы

Помочь малышу повторить и запомнить буквы проще всего, если попросить его их написать. В начале занятий предложите ребенку повторять то, что рисует мама. По мере запоминания букв просите воспроизвести их по памяти. Рисовать можно цветными карандашами, фломастерами или красками. Предложите малышу использовать мел для написания букв на специальной доске или на улице. Веселый алфавит можно нарисовать специальными красками в ванной на кафеле во время купания. На прогулке предложите писать веточкой по снегу или песку.

Несмотря на свою простоту, такие занятия невероятно эффективны. Чередуйте материалы и техники написания букв, и тогда ваш малыш с удовольствием будет заниматься каждый день.

Обучающее творчество

А вы знаете, что буквы можно не только писать? Попробуйте изготавливать их в различных техниках: лепите из пластилина, вырезайте из бумаги. Как выучить алфавит с ребенком 5 лет еще? Один из самых приятных и действенных способов - предложить малышу сделать собственную азбуку. Самые маленькие могут просто раскрасить крупно напечатанные или нарисованные буквы.

Еще один вид творчества, любимый всеми без исключения детьми, - аппликация. Предложите малышу наклеить вырезанные из цветной бумаги буквы на фоновый лист или собрать их из отдельных полосок. Также можно нарисовать нужную форму на основе и заклеить ее маленькими разноцветными кусочками бумаги.

Экспериментируйте и творите в различных техниках. Сделайте все буквы, а получившийся веселый алфавит повесьте на видном месте и повторяйте время от времени.

Повторение - мать учения

Не менее эффективно, чем направленные занятия, повторение пройденного материала между делом. Старайтесь ежедневно читать ребенку сказки. Обращайте внимание малыша на выделенные заглавные буквы и называйте их. Многим детям нравится рассматривать журналы и каталоги. Предложите искать самые при желании их можно даже вырезать, а затем использовать для аппликаций или составления слов. Найдите стихи и песни об алфавите и разучите их с малышом. Также можно придумывать вместе волшебные сказки, главными героями которых будут буквы. Повторить азбуку несложно во время прогулки или похода по магазинам. Яркие вывески и рекламные плакаты встречаются нам на каждом шагу. Читайте их вместе или называйте отдельные буквы.

Полезные пособия для знакомства с алфавитом

Сегодня в продаже можно найти множество пособий и тематических игрушек для обучения малышей буквенной грамоте. Какие же из них выбрать? Обязательно приобретите алфавит в картинках - это могут быть кубики, карточки или книга. Важно, чтобы все буквы располагались в правильной последовательности и возле каждой из них был тематический рисунок.

Многим мамам очень нравятся интерактивные азбуки-плакаты. Такая развивающая игрушка вешается на стену. Плакат удобен тем, что малыш может позаниматься с ним в любой момент по собственному желанию. Интерактивные азбуки сегодня могут не только называть буквы при нажатии, но имеют обычно дополнительные функции. Например, разучивание стишков и скороговорок. Полезны при изучении букв будут также традиционные кубики или наборы магнитов.

Теперь вы знаете, как выучить алфавит с ребенком 5 лет, желаем вам продуктивного обучения!

Здравствуйте, дорогие мамочки! Чтение и письмо, так необходимые современному человеку, невозможны без знания букв, поэтому каждая из нас ищет способы, как научить ребенка алфавиту в кратчайшие сроки и с удовольствием.

Сегодня я подскажу вам более 10-ти креативных занятий, которые увлекут и вас и ваших деток и облегчат сложную задачу в разы.

Как научить ребенка алфавиту: когда начинать и как обучать

Большинство детей начинают запоминать около трех-четырех букв из 33-х в возрасте от 2-х до 3-х лет и могут идентифицировать больше половины между 4 и 5 годами. Это означает, что вы можете начать обучение вашего малыша алфавиту, когда ему около 2-х — но не ждите весомых результатов в течение короткого времени.

Маленьким крохам, чтобы учиться, также как и более старшим деткам, пригодятся карточки с буковками, книжки, кубики и другие подручные средства. Любые визуальные материалы, такие как красочные азбуки с картинками, помогут крошке часто смотреть на крупные буквы и пытаться распознавать их, кроме того, с легкостью осваивать цвета, фигуры, животных и другие объекты в книге.

Обязательно обратите внимание на видео курс
"Носики-курносики учатся считать и читать «, он поможет с удовольствием и в кратчайшие сроки освоить самые необходимые навыки.

Первым шагом в обучении алфавиту становится чтение сказок. В возрасте двух-трех лет дети, которые часто слушают сказки, понимают, что книги содержат слова, которые состоят из букв.

Есть много действенных способов, чтобы ввести в обучение отдельные звуки. Подписывайте рисунки именем малыша, а затем показывайте каждый звук в нем по одному. В конце концов, он догадается, что каждая из них обозначает его имя.

Можно усилить эту идентификацию разными способами: напишите имя на двери его комнаты, показывайте игрушки, в названиях которых присутствуют знакомые звуки.

Составляйте слова с помощью предварительно вырезанных карточек , кубиков и магнитов , пусть дите пытается отыскать среди нескольких разбросанных буковок необходимые.

После того, как сумеете разделять и складывать слова на слоги/звуки, играйте в игру «С какой буквы начинается слово?», предлагайте ряд слов и спрашивайте какой звук в них первый.

Можно использовать первую букву имени для того, чтобы придумывать другие слова, начинающиеся с такой же. Спрашивайте какие игрушки, фрукты, мебель, посуда известны малышу. Можете купить карточки с картинкой и словом и вместе искать нужный звук в слове, или же нарисуйте их вместе с карапузом, так будет еще интереснее.

10 интересных игр, которые помогут быстро выучить алфавит

Если крошке нравятся занятия, она с удовольствием показывает на буковки и спрашивает о новых, то поощряйте ее и рассказывайте больше. Но если ребенок не проявляет никакого интереса, то лучше не затрагивать этот вопрос некоторое время, пока не придет подходящий момент.

Не существует никакого научного подтверждение тому, что раннее освоение алфавита обещает бОльшие успехи в дальнейшем обучении.

Но если вы все же переживаете, что уже давно пора начинать заниматься, но не хотите настаивать, а стремитесь превратить учебный процесс в игровой, то попробуйте воспользоваться следующими методами:

  • Сделайте свою собственную азбуку

Для букварика вам понадобится блокнот, либо стопка бумаги, картон и дырокол. Оформите совместно каждую страничку, для этого напишите буквы алфавита красками или фломастерами, либо найдите в старых журналах или альбомах и повырезайте. Вырежьте также картинки из старой раскраски или журнала, имеющие слова, начинающиеся с нужного звука, и вклейте их в вашу книгу.

  • Играйте в игру «АБВ»

Это простой и интересный способ научиться алфавиту — каждый раз, когда вы едете куда-либо. Попросите кроху найти «А» на билбордах или номерных знаках или названиях магазинов. Начните с «А», а затем ищите «Б», «В» и т. д. После того, как вы закончите весь алфавитный ряд, можно начинать играть снова.

  • Пойте песню алфавита

Дети любят петь, и что может быть лучше, того, чтобы петь алфавитные песни. Начните свой день с разных мелодий, и не забудьте включить песню алфавита:

  • Создайте «алфавитную коробочку»

Эта идея очень нравится малышам любого возраста, она не требует больших временных затрат, при этом очень хорошо помогает освоить звуки. Порядок изучения выбирайте сами, нам проще всего было начать с тех, что входят в наши имена.

Возьмите коробочку от обуви, обклейте ее красивыми картинками или обоями и цветной бумагой, также можно посадить на клей бусинки, пуговки и разные крупы. Внутрь складывайте букву, которую учите и в течение недели добавляйте вырезанные из газет и журналов слова с ней или картинки, а также небольшие игрушки и предметы, найденные на улице. Через неделю вынимайте собранные ценности и выбирайте другой звук, с ним проводите тот же обряд.

  • Сделайте алфавит из печенья

Какой карапуз не любит печенье? Купите формочки для печенья в виде букв, подготовьте их самостоятельно или используйте глазурь, чтобы написать звук на каждом печенье. Попросите малыша сказать вам, какие он узнал и хочет попробовать.

  • Сделайте алфавитный фото коллаж

Воспользуйтесь цифровым фотоаппаратом, либо камерой в телефоне или купите специальный фотоаппарат, который печатает мгновенные фото. Выходя на улицу, в парк, зоопарк, или куда угодно, проводите свое время в поисках слов, которые начинаются с «А» или «Б», в зависимости от того, что вы сейчас изучаете.

Когда вы сделаете фотографии, пусть ваш малыш приклеит их на коллаж. Попросите писать буквы для ваших фото коллажей на цветной бумаге и приклеивать фотографии вокруг. Дети любят фотографировать и это очень весело.

  • Простые алфавитные игры

Существуют очень простые, но при этом интересные игры для самых маленьких и деток постарше. Если вашему чаду меньше 3-х лет, выбирайте легкий уровень — начинайте с «А». «„А“ есть в апельсине», «„Б“ есть в банане», «„К“ есть в кошке», и продолжайте так со всеми буквами.

Если ваш малыш старше вы можете играть в игру с темой. Например, сделайте алфавитную игру с фруктами или животными. Таким образом, дети учатся сортировать животных или фрукты, а также практикуют свой алфавит.

  • Играйте в лото с буквами

Сделайте свои собственные карточки лото из цветной бумаги, запишите алфавит на них. Называйте буквы и просите ваше чадо найти их и пометить.

Покупайте маленькие недорогие призы и вручайте их за победу, чтобы сделать игру еще более увлекательной.

  • Рисуйте буквы алфавита пальчиками

Используйте ватманы или альбомы для рисования и краски, а также ваши ручки и пальчики для создания интересных и веселых картин. Попросите кроху нарисовать заглавную и строчную букву, пусть он рисует любимыми цветами, также рядом можно нарисовать предметы с этим звуком.

  • Поиграйте в «Кота в мешке»

Заполните мешочек различными объектами, которые начинаются с разных звуков, например, вы могли бы положить в него машинку, книжечку, карандаш и прочее. Покажите все предметы в сумке, затем поместите все детали назад.

Попросите найти предметы, засовывая руку в мешочек, но не смотря на них. Скажем, вы можете загадать что-то, что начинается с «B». Если предметы будут находиться не слишком легко и быстро, облегчите задание — попросите находить в мешке предмет именно по целому слову, а не букве, к примеру, просите отыскать карандаш или куколку.

Эта игра подходит не только для изучения звуков, но и помогает использовать свои логические и тактильные навыки.

Девочки, специально для вас, в целях экономии вашего времени, я подобрала товары, способствующие обучению буквам малыша. Переходите по ссылкам, знакомьтесь с отзывами других мамочек и выбирайте для своего ребенка самое лучшее:

  • Набор пластиковых магнитов «Русский алфавит »;
  • Интерактивный обучающий плакат «Азбука Маши» ;
  • Алфавит на магнитах , Смурфики;
  • Развивающая игра «Буквы и слова »;
  • Набор кубиков с буквами .

Помните, что до 7-ми лет детки усваивают новую информацию проще всего через игру, поэтому постарайтесь делать любые обучающие занятия максимально увлекательными.

По сей день не прекращаются споры о пользе и вреде раннего обучения детей. Некоторые родители начинают учить кроху буквам и цифрам еще до того, как малыш связно заговорит. Другие полностью полагаются на детские образовательные учреждения и считают, что не надо лишать ребенка детства. А между тем многому ребенок может научиться легко и с интересом, если подойти к обучению дошкольника творчески и со знанием особенностей развития детей этого возраста.

Когда лучше начинать учить буквы


Некоторое время назад была очень популярна идея раннего развития детей. Педагоги разрабатывали различные методики раннего обучения, многие специалисты заявляли, что чем раньше ребенка начинают целенаправленно обучать, тем лучше, тем большего он сможет достичь.

Со временем это утверждение все больше стало подвергаться сомнениям. Многолетние наблюдения показали, что ни ранняя гениальность, ни ранее обучение не гарантируют более высоких достижений в будущем. Напротив, значительная часть детей, которых начали рано учить и которые подавали большие надежды, этих надежд не оправдали. Отделы головного мозга у малышей формируются постепенно и попытки форсировать события могут привести к таким неприятным последствиям, как логоневрозы, тики или нарушения координации. Поэтому нейропсихологи советуют начинать знакомство ребенка с буквами и цифрами в возрасте 4-5 лет.

Родители должны знать, что обучение чтению начинается значительно раньше, чем обучение алфавиту. Когда родители разговаривают с малышом, поощряют самого ребенка говорить правильно, читают ему книги и учат с ним стихи, они тем самым развивают речь и закладывают интерес к чтению и желание уметь читать.

Это очень важный, так сказать, «добуквенный» период. Начинается он с того момента, когда ребенок учится звукоподражанию и повторяет за взрослым простейшие звукосочетания: корова говорит «му-му», собачка – «гав-гав», мышка — «пи-пи-пи». Повторение звуков и слогов развивает фонематических слух ребенка, без чего в будущем невозможно обучение чтению.

Несколько позже малыш с удовольствием повторяет за взрослым простые потешки и пересказывает небольшие сказки. В этот период особенно важно поощрять и поддерживать у ребенка интерес к чтению и рассказыванию. Важно также развивать у малыша графические навыки, ведь обучение буквам предполагает, что ребенок будет стразу же их прорисовывать.

Главная деятельность ребенка дошкольного возраста – это игра. Именно с помощью игры дошкольник познает мир и учится. Поэтому все обучение дошколят должно проводится в занимательной игровой форме. Ребенок очень быстро запоминает то, что занимательно и интересно.

Итак, начинать учить с ребенком буквы лучше с 4 – 4,5 лет, а до этого полноценно пройти через добуквенный период: много разговаривать с малышом, читать ему, поощрять его самого рассказывать истории, пересказывать или самостоятельно сочинять сказки.

Как учить буквы с ребенком


Если с малышом полноценно занимались в «добуквенный» период, то к 4-4,5 годам он сам уже хочет научиться читать. Повысить мотивацию к обучению чтению можно с помощью сказок, мультфильмов и стихов. Например, прочитать ребенку такие строчки:

Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста! Прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, почитай еще страницу!»
Не надо звать,
Не надо ждать, А можно взять
И почитать.

(В. Берестов)

И вот однажды на стене в детской появляется красочный плакат с буквами. Сейчас можно купить и «говорящие» плакаты для изучения алфавита. С таким плакатом ребенок может заниматься сам, ведь достаточно дотронуться до той или иной буквы и волшебный плакат ее назовет и произнесет соответствующее слово.

Начинать знакомить с ребенка с буквами нужно с гласных. Эти буквы во всех азбуках, в том числе и магнитных, выполнены в красном цвете. Конечно, мы не будем говорить ребенку о том, что в алфавите есть гласные и согласные. Мы рассказываем малышу о том, что познакомим его с волшебными буквами, у каждой из которых есть своя песенка. Показываем ребенку букву, называем и вместе с малышом пропеваем звук. После того как ребенок освоит гласные, можно переходить к согласным. Здесь есть один маленький, но очень важный секрет. Показывая ребенку букву, произносим звук, а не название буквы. То есть «б», а не «бэ»; «в», а не «вэ» и так далее. Это нужно для того, чтобы малыш не запутался, когда дело дойдет до чтения слогов.

Осваивать буквы нужно постепенно, по три-четыре за несколько дней. Показываем ребенку буквы, а затем проявляем творчество: буквы лепим из пластилина и теста (потом выпекаем в духовке, посыпаем сахарной пудрой и с удовольствием уплетаем за чаем), рисуем буквы во время купания на кафеле в ванной специальными красками, выкладываем горохом или фасолью (заодно и мелкую моторику потренируем). Для обучения маленьких детей очень важно задействовать все сенсорные каналы, тогда и интереснее будет и запоминание происходит быстрее и надежнее.

Удобно использовать для различных развивающих игр магнитную азбуку. Для обучения буквам понадобятся два-три набора. Сначала буквы можно рассматривать, трогать, играя в игру «На что похожа буковка?». Затем с буквами магнитной азбуки можно поиграть так: ребенок закрывает глаза, взрослый вкладывает ему в руку букву и малышу нужно на ощупь определить, что это за буква. Потом задание можно усложнить: нужно не просто узнать, что за буква у тебя в руке, но и назвать слово, которое начинается с этой буквы. Играть будет значительно веселее, если игроков будет трое-четверо. Еще с магнитными буквами можно поиграть так: сообщить, что в комнате спрятались буквы «а», «о» и «у», например, и попросить ребенка их поискать. Опять же в компании играть в такую игру интереснее.

В Интернете можно найти хорошие обучающие видеоролики с любимыми детскими героями, которые учат буквы (например, «Лунтик учит буквы», «Уроки тетушки Совы») и показывать их ребенку.

Начинать читать слоги лучше сразу же после того, как вы начали осваивать согласные. К примеру, познакомились с буквой «п». Далее говорим, что сама по себе эта буква петь не умеет, песенка у нее получается только вместе с волшебными красными буковками (гласными). Затем показываем ребенку карточки и читаем вместе слоги «па», «по», «пу». Сразу вслед за слогами можно показать ребенку и простые слова из трех букв и начинать их читать: «мак», «сок», «сом», «кап». Для работы со слогами и простыми словами можно изготовить карточки, а также использовать магнитную азбуку.

Для закрепления навыков используем дидактические игры. Они продаются в Интернете и в обычных магазинах. А можно такие игры изготовить самим. Например, для закрепления навыка чтения простых слов нужно подготовить карточки со словами и карточки с соответствующими им картинками (картинки можно найти в журналах или в Интернете) карточки со словами и картинками нужно положить на стол рубашкой вверх. Каждый игрок переворачивает карточку со словам и карточку с картинкой. Если они совпали – игрок забирает карточки себе.

Обучение алфавиту необходимо сочетать с прорисовыванием букв, которые вы с ребенком учите. Писать буквы можно на песке, снегу или вареньем на каше (с помощью кондитерского шприца). Буквы можно раскрашивать и, наконец, учиться их писать в специальных прописях для дошкольников.

Еще одна очень интересная идея: по мере изучения алфавита создавать вместе с ребенком его собственную книгу-азбуку. Для этого понадобится толстый альбом с плотными листами на пружинке. В альбоме ребенок может раскрашивать те буквы, которые осваивает, вклеивать туда картинки и фотографии. Такое творчество доставит малышу массу удовольствия и он потом сам будет с радостью заниматься со своей азбукой.

Заключительным шагом в деле обучения ребенка буквам может быть приобретение детского компьютера с играми и викторинами по типу «говорящей азбуки». Отправляться в магазин за такой покупкой лучше вместе с ребенком, заранее обсудив будущую покупку. Пусть малыш примет участие в выборе своего первого компьютера, ведь для него это очень серьезно.

Обучение ребенка буквам может превратиться в захватывающее приключение, если родители подойдут к этой задаче творчески. Тогда, помимо того, что буквы будут выучены, а первые шаги к чтению сделаны, вы получите еще один не менее, а может быть, и более важный результат – малыш придет к выводу, что учиться очень здорово и интересно!

Доброго дня, уважаемые родители! Как часто мы, желая дать своим детям все самое лучшее, считаем своим долгом прививать любовь к чтению с самых пеленок. Идея хорошая, но не стоит вокруг этого нагнетать обстановку и превращать в «пунктик». Важнее превратить чтение в приятное времяпровождение. А для этого, давайте узнаем, как научить ребенка азбуке легко и непринужденно?

Приступать к изучению алфавита имеет смысл начинать, когда малыш самостоятельно интересуется или его необходимо подготовить к школе. Это не должно быть продиктовано личными амбициями родителей: «Моему Пете 2 года, а он уже знает алфавит!»

Во сколько лет учить буквы? «В 3-4 года ребёнок и не должен запоминать буквы» – говорит директор Института возрастной физиологии РАО Марьяна Безруких. – «В этом возрасте в мозге ещё не сформированы структуры, ответственные за различение буквенных знаков». В лучшем случае получится лишь выработать условный рефлекс.

Если родители не торопят естественный ход событий, дают на каждом этапе то, что необходимо в данный момент, то и интерес к чтению будет гармоничным продолжением его развития. Основным способом познания мира для дошкольника является игра, поэтому занятия должны проходить в увлекательной форме, а не в форме учебного процесса.

Напротив, попытки форсировать события дают обратный эффект. У них появляются тики, логоневрозы и нарушения координации. Наверное, вы слышали про карточки Домана и другие методики раннего развития. Опыт показывает, что раннее обучение не гарантирует в будущем высоких результатов. Годам к 5-6, иногда к 4 дети сами интересуются вывесками и надписями на улице, что является признаком физиологической зрелости мозга, его готовности воспринимать данную информацию.

Чтение прежде всего

Родителям важно помнить, что обучение чтению начинается раньше запоминания алфавита. Важно заложить интерес, чтобы малыш сам захотел научиться читать. Для этого мы много с ним разговариваем, учим потешки, расширяем кругозор.

На первом этапе, когда «гав-гав», «му-му», закладываются основы его фонематического слуха. Затем он повторяет стишки и пересказывает сказки.

Начинаем учить буквы с гласных. Затем можно переходить к согласным, только не забываем про важное правило: учим звуки, а не названия. Как только выучили гласные и приступили к согласным, начинайте учить слоги. Объясняем малышу, что буква «к» петь не умеет, а только с друзьями – гласными буковками: «ка», «ко», «ку». Затем добавляем еще одну и начинаем читать простые слова – «кот», «сок», «кар».

7 способов знакомства с алфавитом

Электронный плакат «Говорящая азбука»

Стоит малышу дотронуться до буквы, как он ее произнесет. Здесь есть один секрет. Чтобы услышать звук, нажимайте не на букву, а на номер кнопки. Например, чтобы услышать «К», нажимает на цифру «12». Волшебный плакат также пропоет песенку и расскажет стихотворения.

Магниты на холодильник

Приобретите несколько наборов с алфавитом на магнитах. Начинайте изучение с самого важного для малыша слова – его имени. Если зовут Тимофеем, первое время он может обращать внимание только на «Т». После этого он может перейти на другие важные для него слова, как «мама», «папа», имена братьев и сестер. Торопиться осваивать буквы не нужно, достаточно 3-4 за несколько дней.

Коврик-пазл «Русский алфавит»

Он станет приятной игровой площадкой, по нему мягко ползать и падать. Благодаря теплоизоляционным свойствам материала, малышу будет заниматься на нем тепло и уютно, независимо от времени года.

Лакомство

Какой ребенок не любит иногда печенье? Ваш малыш может учиться, пока кушает. Испеките партию печенья в форме букв, используя формочки алфавита и ваш любимый рецепт. Он может помогать смешивать ингредиенты и наносить глазурь на лакомство.

Обсуждайте алфавит, пока вы печете: «Мы кладем масло в печенье, Аня. На какую букву начинается «масло»?» Сделайте «П»-печенье для папы, «М» для мамы, и для имени каждого родственника. Не забудьте про своего начинающего маленького пекаря!

Онлайн обучение

В Интернете можно найти множество обучающих видео для освоения азбуки с персонажами мультфильмов, такие как, «Лунтик учит буквы», «Веселая азбука для детей» или «Азбука для малышей».

Приложение «Говорящая азбука»

Его можно скачать из Google Play Market или из App Store. Интерактивный способ выучить буквы, где каждую из них представляет жизнерадостное животное в пластилиновом стиле. Всего 6 игр, направленных на развитие памяти и навыков чтения.

Детский обучающий компьютер

Он поможет выучить не только азбуку, но и содержит множество других развивающих игр. Экраны у них черно-белые и небольшого размера, поэтому они более безопасные для малышей.

Не волнуйтесь слишком рано о том, умеет ли ваш кроха читать. Лучше покажите ему, как много интересного есть в книгах, рассказах, песнях и частушках. Обсуждайте прочитанные сказки и истории. Используйте разные голоса и интонации, чтобы ему хотелось повторять за вами. В конце, спросите, какой эпизод ему понравился больше всего. Опирайтесь не на свои ожидания, а на его возможности, и тогда в будущем у него не возникнет сложностей с чтением.

Если предложенные советы вам понравились, поделитесь информацией с друзьями!

Всего вам хорошего, дорогие читатели!

Всем родителям хочется, чтобы их ребенок был умным и сообразительным, хорошо учился в школе и мог получить перспективную образование. А для этого, считают некоторые мамы и папы, нужно чуть ли не с пеленок (то подгузников) учить малышей читать...

В мире существует много методик раннего обучения чтению. Основными педагоги считают системы Глена Домана, Марии Монтессори и Николая Зайцева. Конечно, каждая из них требует детального изучения. Вспомогательные материалы для этого легко можно найти и в продаже, и в Интернете. А вот чего вы не найдете «в свободном доступе», так это советов квалифицированных педагогов, которые знают нюансы методик раннего чтения. Именно поэтому мы обратились к Александру, заместителю директора по учебно-методической работе Института последипломного педагогического образования Киевского университета им. Б. Гринченко, кандидата психологических наук, доцента.

Методика Глена Домана

Возникла еще в 40-е годы XX в., Когда американский нейрофизиолог Глен Доман начал разработку программы реабилитации детей с поражениями нервной системы. Идея заключается в том, чтобы ребенок учился читать слова сразу, а не по буквам. Для этого родители красным цветом на прямоугольных карточках пишут большими печатными буквами названия предметов, которые часто видит ребенок. В продаже можно найти уже готовые карточки. Потом много раз показывают эти карточки ребенку, одновременно говоря слово. К тому же мама или папа одновременно показывают предмет, этим словом называется. Ребенок запоминает увиденное и услышанное и впоследствии сам начинает читать. Постепенно количество карточек увеличивается, а следовательно увеличивается и количество слов.

Методика Марии Монтессори

Итальянский педагог Мария Монтессори предложила способ, благодаря которому дети сами учатся читать, без помощи специальных пособий и азбук. По мнению Монтессори, сначала дети должны научиться писать, а не читать, поскольку малышей проще написать (т.е. нарисовать) букву. К тому же начинать следует с прописных букв, а не из печатных - круговые движения детям даются легче.
Начинается письмо по подготовке руки. Для этого детям предлагают штриховать рисунок и обводить рамочки. Монтессори большое значение придавала прикосновениям, поэтому малышам дают касаться мягких и пушистых букв. Параллельно с писанием детки учатся читать. Они составляют с помощью подвижного алфавита слова, а впоследствии и фразы. А еще позже рукописных букв переходят к печатным. Основным условием при этом является игра, использование сказки.
Упражнение игра начинается с презентации. То есть родители должны рассказать и показать, что можно сделать с определенными предметами: «Вот мягкие буквы. Будем обводить их пальчиком и называть ». Далее ребенку дают возможность поиграть с этими предметами, не мешая ей и не вмешиваясь. Завершается такая игра уборкой букв в коробку, книг - на полочку и тому подобное. Порядок - это также важный элемент методики Монтессори.

Методика Николая Зайцева

Эту методику Николай Зайцев создал еще в 80-е годы прошлого века для обучения чтению детей от 2-х лет, хотя некоторые родители дают кубики Зайцева детям, которым еще не исполнился годик. В основе системы лежит составной принцип. То есть обучение начинается не с букв, а со складов. При этом автор методики настаивает на лозунге: «Не учиться, а играть!». Именно поэтому основа методики - кубики. При этом Зайцев сделал ставку на зрительную, слуховую и тактильную память ребенка. Склады написанные на гранях кубиков, каждый из которых имеет другой цвет, размер и издают различные звуки, благодаря наполнителям внутри. Все сделано для того, чтобы у ребенка включались различные каналы восприятия. Большие по размеру - это кубики с твердыми складами, маленькие - с мягкими, железные - кубики со звонкими складами, деревянные - с приглушенными, «золотые» - с гласными и тому подобное. И буквы пишутся на кубиках разным цветом: гласные - голубым, согласные - синим и тому подобное.

Не навреди

С какого возраста начинать обучение с ребенком и по какой методике?

- К раннему чтению следует подходить индивидуально. Не существует методик для всех. Более того, ранний возраст является весьма опасным для любого обучения. Такая практика в 99% вредит, а не приносит пользы, и может стать непреодолимым барьером для обучения в будущем.

Большинство считает наоборот. В чем причина?

Это объясняется тем, что мозговые структуры и вообще физиология ребенка (особенно, раннего возраста) не настроены на получение большого потока информации. Я уже не говорю о его переваривании! А у нас, на мой взгляд, сейчас происходит коммерциализация, попытка убедить родителей в том, что чем раньше они начнут учить ребенка, тем быстрее добьются успеха. Однако за счет чего возможен этот успех? За счет того, что мы сокращаем малышей детство и забираем у него здоровье. Сегодня на 1000 детей врачи устанавливают 1400 диагнозов (т.е. у одного ребенка может быть одновременно несколько болезней). В наших школах уже в первом классе практически нет здоровых детей! Возникает вопрос: где мы теряем их здоровья? Ответ очевиден - еще в дошкольном возрасте.

Итак, ранним развитием, в частности обучением чтению, нельзя заниматься с маленькими детьми?

Конечно, можно! Но надо четко понимать, когда ребенок готов к этому. Лучше всего, когда ребенок сам выступает инициатором учебного процесса. Но вряд ли в три года он захочет, чтобы его учили читать. Есть другой подход - речь идет о умелом сочетание игры с элементами обучения в соответствии с возрастом ребенка.

Процесс чтения в психическом плане очень сложным для малышей, поэтому быстро получить результат невозможно. Необходимо большое терпение со стороны родителей и всякая моральная поддержка ребенка.

На ориентированные большинство систем, которые предлагаются для раннего чтения? Они пытаются акцентировать внимание ребенка на том, что она видит. То есть, прежде всего, речь идет о ее фотографическую память. В большинстве малышей действительно этот феномен. Они готовы им пользоваться. Но не много сегодня зрительной нагрузки на ребенка, начиная от компьютерных игр, телевидения, телефонов и тому подобное. Вот почему количество визуальной информации должно быть также хорошо обдуманной родителями.

Что выбрать?

Какая методика лучше: Глена Домана, Монтессори, Зайцева?

- Первая известна тем, что на предмет крепят его название, написанное большими печатными буквами. Ребенок постепенно фиксирует, как написанное слово, и отождествляет его с конкретным предметом. Метод требует терпения родителей и регулярных занятий.

Методика Зайцева интересна тем, что в отличие от системы Глена Домана, предлагает использование кубиков. В свое время выпускалось очень много разных кубиков с буквами, которые давали общее понимание алфавита. Но недостаток заключался в том, что это были отдельные буквы, составить из которых слово было сложно. Кубики Зайцева подобранные по частоте употребления в языке. К каждому комплекту есть специальная инструкция, которая объясняет родителям, как должно происходить обучение. Эта методика учитывает особенности ребенка. Здесь продумано все, начиная от размеров букв и цветов, задействованы различные анализаторы. Кроме того, методика Зайцева не стоит на месте, она развивается.

Недостаток методики обучения чтению с помощью целых слов о том, что ребенок использует свои возможности только как фотограф. Задействованы внимание, сосредоточенность, память. А в кубиках Зайцева - еще и мышление, эмоции, чувства. Потому что ребенок выступает как инициатор сбора, а это для нее гораздо интереснее и естественнее.

Впрочем почему мы хотим выбрать только одну методику? Я не уверен, что это даст результат. Возможен синтез нескольких методик. Кроме того, родители получат желаемый эффект только при условии систематических и приятных для ребенка занятий.

Откуда берутся минусы?

Обучение детей чтению

- Во-первых, чем младше возраст ребенка, тем короче должно быть время, отведенное на обучение. Для ребенка до 3-х лет занятие должно длиться не более 5-ти минут (потому что ей очень трудно сконцентрироваться). Дольше (до 8-10 мин.) Оно может продолжаться только при условии, что будет насыщен различными видами деятельности. Но достичь этого родителям нелегко, потому что не хватает методического и педагогического опыта. Часто проблема возникает из-за того, что нет системы в занятиях, без которой ребенок ничему не научится, так построен ее мозг.

Иногда взрослые ставят перед собой задачу научить ребенка читать, независимо от того, хочет она этого или нет.

Это худший вариант и, к сожалению, достаточно распространен. При таких условиях у ребенка возникает отвращение к учебе. Для нее актуальным является то, что она переживает за игру. Поэтому родители должны проводить занятия с элементами игры, а игру с элементами занятия.

Может тогда не стоит обучать чтению с детства?

- Стоит. Однако если с ребенком начали заниматься, скажем, в 2 года и 8 месяцев, то это не значит, что в 4 она будет читать. Все это достаточно индивидуально. Один ребенок созреет раньше, другая - позже. Но это не значит, что она является бестолковой либо не талантливой. Речь идет о том, что у каждого свой режим развития, и это родителям нужно обязательно учитывать. Только путь постепенности, системности и поддержки имеет успех. Но он является сложным.

Что можете предложить?

Мы почему-то считаем, что проблема здесь в технологии. Нет. Чтение - это, прежде всего, сопереживание. В начале прошлого века очень популярными были журналы для семейного чтения. Как жаль, что теперь их нет! Теперь же популярным стал семейный просмотр телевидения. При этом каждый переживает свое в себе. А вот во время семейного чтения происходит совместное переживание. Это различные психологические процессы. Кроме того телевизор предлагает сразу картинку. Зачем еще что-то представлять? Тебя это уже сделали. Ребенку, который не имеет собственного опыта, навязывают готовую картинку. Как следствие, исчезает потребность в развитии воображения, исчезают творческие способности.

Сейчас есть большое количество различных аудиосредств, которые в чем-то заменяют родителей: диски, компьютер. Но для детей важно, чтобы им читали папа и мама. В такие минуты они становятся ближе к ребенку. Если она слышит их голос или голос бабушки или дедушки, то они становятся родными. А если читает дядя или тетя из динамика, то наоборот - происходит отторжение родителей. Позже они не могут понять, почему дети их не любят. Причина проста - у нас мало времени для общения. А чтение - это также общение, сопереживание. Итак рецепт такой: должно быть книга, которая может заинтересовать малышей, и желание родителей ежедневно находить 10-15 минут, чтобы почитать ребенку. Если этого нет, то, конечно, мы можем научить малыша читать в раннем возрасте, дальше он пойдет в школу, но читать не будет. Почему? Потому формирования читателя происходит только одним путем: от слушателя - к читателю. Другого человечество еще не придумало.